вторник, 23 октября 2018 г.

ЦЕРКОВЬ – ЭТО НЕ ПАРТИЯ, В НЕЁ НЕ ВСТУПАЮТ

 

«Всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Евангелие от Луки. 11, 17-18)

Среди моих добрых знакомых на/в Украине (ключевое слово здесь «добрый») есть священнослужитель канонической Украинской Православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Мы с ним тёзки, практически ровесники, к тому же земляки – оба с Одесчины, только с разных районов. На днях виртуально пообщались. Инициатором коммуникации был я – уж очень хотелось разузнать мнение компетентного и вовлеченного в события седобородого духовного лица об исторических процессах, проходящих в украинском православии: о возможном создании «единой украинской православной церкви», о предоставлении ей Вселенским патриархатом Томоса об автокефалии, о религиозной ситуации в Одессе, выльется ли церковный раскол в гражданский, и чего ждать простым прихожанам. Ведь Одесчина считается одним из столпов Московского патриархата – людей, поддерживающих Киевский патриархат, здесь всего лишь 23-24% от всех верующих. Именно Одесскую область эксперты называют потенциально самой горячей точкой гипотетической приходской войны. Это связано с личностью Одесского и Измаильского митрополита Агафангела, которого радикалы считают одной из самых ярких промосковских фигур. На/в Украине для националистов он как красная тряпка.
А вообще абсолютное большинство украинских приходов, а их около 12 тысяч, принадлежит УПЦ МП. Это в три раза больше, чем у УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
С позволения протоиерея отца Михаила кратко изложу нашу беседу. Он вовсе не удивился моей любознательности, и пошутил, что сейчас многие невоцерковленные люди, и даже некоторые миряне слово «автокефаль» зачастую путают с чайником «Тефаль» и рыбой кефаль. А многие вчера ещё и слова-то такого не слышали – «Томос».
Что значит автокефалия? Автокефалия – это способ бытия Церкви, обеспечивающий условия проповеди и служения. К сожалению, люди, которые говорят о независимой Церкви Украины и о так называемом Томосе, не знают и, что самое печальное, не хотят слышать о том, что независимость в управлении у единственной канонически признанной и самой крупной православной Украинской Церкви есть уже с 1990 года. У нас есть Томос о самоуправлении, нас он удовлетворяет, нам не нужно другого. Украинская Православная Церковь самостоятельна в управлении. У нас есть Предстоятель – Всеблаженнейший митрополит Онуфрий, признанный всем мировым Православием. У нас есть Архиерейский собор и Синод, избирающий епископов. Мы не административно, а духовно связаны с полнотой Русской Православной Церкви 1000-летней историей, и за богослужением мы поминаем Святейшего Патриарха Московского Кирилла.
Именно об этом и свидетельствовали украинские архиереи во время недавнего визита в Стамбул к Вселенскому Патриарху Варфоломею.
Всё это, безусловно, ставит под сомнение создание некой единой церкви, подчиняющейся Константинополю и Варфоломею. Всеблаженнейший митрополит Онуфрий, предстоятель Украинской церкви Московского патриархата,  на встрече с президентом Петром Порошенко однозначно заявил, что УПЦ МП не будет участвовать в унии с раскольниками, фанариотами и униатами. Ибо вместо «уврачевания раскола» лишь увеличивается пропасть. Минское решение Священного Синода Православной церкви Московского Патриархата, принятое 15.10.2018, для УПЦ МП является обязательными. И мы будем им руководствоваться.
Константинопольский патриарх Варфоломей, затеявший всё это дело, он, вообще, человек слабо верующий. В нашей среде его теперь называют «стамбульским муллой». И он, очевидно, действует в чьих-то интересах, направленных на раскол православия, ради укрепления собственной власти и значимости. Если и уместно теперь величать патриарха Варфоломея «вселенским» – то лишь со строчной буквы и в том смысле, что отныне он является вселенским провокатором.
О теперешней религиозной ситуации у нас. Вот уже больше года эмиссары УПЦ КП вводят в искушение священников УПЦ МП перейти в Киевский патриархат, а сегодня, соответственно, в будущую Поместную церковь. Есть ли такие среди нас? К сожалению, да. Ну что тут скажешь? Церковная бюрократия вырастила немало людей, готовых идти куда угодно ради личных интересов, а также людей, которые проявили себя как «пятая колонна». Ушлёпки есть везде и всегда будут, в любом социуме. Главное, чтоб их количество не превышало статистическую погрешность. Это страшные люди, они и Бога не боятся, и людей не стыдятся. Особенно больно, что они облечены духовным саном. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Стыдно за этих клириков. Иуды. Они не верят в Бога, просто хорошо устроились в жизни.
В Киевский патриархат сейчас всех принимают. А Церковь – это не партия, в которую можно вступить, или перейти из одной в другую. Вера и дух христианства передаются от отца к сыну. Их не меняют словно перчатки.
Скажу откровенно: любой священник и архиерей канонической Украинской Православной Церкви, который захочет перейти в создаваемую структуру, будет извергнут из сана и, возможно даже, предан анафеме. Трудно предположить, что священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата будет давать отпускные грамоты архиереям и священникам, которые решат перейти в сомнительную церковную структуру. Все те, кто хотел перебежать к Филарету, наплевав на каноны, уже сделали это.
Священники Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в последние четыре года столкнулись с такой дискриминацией, которой не было при прежних президентах, начиная с Кравчука и заканчивая Януковичем. Они боятся за свои семьи, и эти опасения небезосновательны, ведь на Одесчине были прецеденты, когда священники и их семьи подвергались давлению и гонениям. Церковь, конечно же, пытается защитить священников. Но ведь многое зависит от местной власти. Реальность такова, что именно с подачи либо с согласия чиновников на местах и осуществляется эта травля. Началось всё это при губернаторе Одесской области Саакашвили. Руководить социальной политикой он поручил некоей Соломие Бобровской, ярой шовинистке, ненавидевшей русских. Уходя вместе с Саакашвили, Бобровская оставила своего рода политическое завещание, чтоб нам не помогать. И хотя сейчас областные чиновники вроде бы на словах к нам относятся хорошо, но при тех или иных обращениях в большинстве случаев отказывают. Дескать,  вы не та Церковь.
Так дали Томос Украине или нет?  В том-то и дело, что нет. Кому давать? У  Константинопольского Патриархата, кроме Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая до последнего времени находилась с ним в каноническом общении, здесь никого нет. Но позиция нашей Церкви однозначная, о чем сказано выше. С остальными греки не могут вместе даже литургию служить. Так кому же давать Томос? Для этого надо сначала созвать объединительный собор украинских архиереев всех церквей, которые изберут патриарха и создадут самостоятельную церковную структуру. И только она уже может получить Томос. А это дело хлопотное, учитывая те громадные противоречия, которые существуют между раскольниками, а тем паче, очень сомнительно, что в соборе примут участие архиереи каноничной Церкви. Глава неканонического Киевского патриархата Филарет и лидер неканонической Украинской автокефальной православной церкви Макарий вдрызг разругались после Синода Вселенского патриархата, на котором было принято решение о предоставлении Украине Томоса. То у них устава нет, то название новой церкви ещё не придумали… Даже им объединиться будет очень сложно. У них даже разный менталитет. Спор между Филаретом и Макарием – за власть и влияние среди приверженцев автокефализма.
Киевская власть готовится отнять храмы в пользу «новой поместной церкви». Первой жертвой стала известная на весь мир визитная карточка Киева – Андреевская церковь, которая по решению украинской власти передана Константинопольскому патриархату в безвозмездное пользование. Андреевская церковь в стиле барокко была построена по указу российской императрицы Елизаветы Петровны в середине 18-го века. Проектировал её выдающийся архитектор Бартоломео Растрелли. До последнего времени храм оставался собственностью государства, при этом служили здесь представители раскольничьей УАПЦ – во времена президента Ющенко храм был передан в пользование неканонической Украинской автокефальной православной церкви. К слову, УАПЦ была основана во время распада Российской империи и до сих пор тесно связана с украинской эмиграцией и спецслужбами в США и Канаде. После беспрецедентной истории с Андреевской церковью православным Украины остается надеяться лишь на то, что Бог вразумит украинских политиков, и параллельно готовиться к обороне одной из главных святынь русского православия – Киево-Печерской лавры.
Не надо верить убаюкивающим рассказам, что ничего страшного не произошло, никаких захватов церквей не будет – ведь в обращении Константинопольского патриархата сказано, что, мол, не надо захватов. Действительно, Костантинопольский патриарх Варфоломей обнародовал своё объяснение относительно предоставления автокефалии Православной Церкви на Украине. Каждый пункт этого объяснения представляет собой беспрецедентное попрание всех духовно-нравственных и канонических норм. Особенно циничным выглядит последний, 5-й, пункт: «Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем, чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».  Варфоломей в данном случае уподобляется Наполеону и Гитлеру, которые, ворвавшись в русские пределы, говорили примерно следующее: «Мы будем убивать вас, но вы не сопротивляйтесь – тогда вам будет совсем не больно». Ведь ясно же, что после утверждения автокефалии раскольники начнут захват храмов, монастырей и другой собственности Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. И действовать они будут с разрешения украинской власти при силовой поддержке добровольческих батальонов. А замглавы СБУ Кононенко прямо заявил, что украинская власть сама всё отберёт «по закону». К тому же выжить церковь из страны можно не только отобрав храм, можно и тихой сапой.
Будет ли кровопролитие? Для верующих людей святыни есть святыни. Они должны их защищать. Это в человеке заложено. В семье отец, если будут убивать его ребенка, он что, будет стоять? Он будет его защищать. Поэтому массовое противодействие раскольничьему беззаконию со стороны чад канонической Церкви УПЦ МП – неизбежно. В состоянии противостояния в Одесской области мы живем уже 25 лет, поэтому мы к нему готовы. Но это не значит, что мы будем планировать и устраивать провокации. Ведь конфликт может приобрести огромный масштаб, поскольку в нём будут задействованы миллионы людей. И сможет ли Россия не стать стороной конфликта, если события на Украине будут развиваться в столь катастрофическом направлении? США с помощью провокатора Варфоломея хотят поставить Россию в патовое положение, когда и вмешиваться – очень опасно, и не вмешиваться – нельзя. Что касается Украинской Православной Церкви, то для верующих людей важнее всего чаша для Причастия, ведь это кровь и тело Христа. Мы должны получить Благодатные Таинства. А структуры, создаваемые Константинопольским патриархом Варфоломеем, не имеют благодати, и никто не сделает их благодатными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий