среда, 26 сентября 2018 г.

ПАПА РИМСКИЙ В ЛАТВИИ: ХРОНИКА И ФОТОГРАФИИ ВИЗИТА, АВТОРСКАЯ КРАМОЛА

Скажу честно: писать этот материал мне было довольно сложно. Я ведь православный (хотя и не сильно верующий), а Папа Римский – духовный лидер католиков. Рутинный визит понтифика обошелся бюджету светского государства, коим является Латвия согласно Сатверсме (Конституции), в 1,16 млн. евро. Из них почти половина – 554776 евро – на благоустройство Аглонской базилики и её территории. Ещё 95790 евро из госказны перечислено общине базилики (!) на покрытие её расходов по приёму воистину дорогого гостя. 38720 евро получило местное самоуправление на обеспечение безопасности и порядка во время 2-х часового пребывания понтифика в Аглоне. Госструктуры также не упустили шанс урвать из госказны свою долю: Минобороны – 22554 евро, Госполиция – 15127 евро, Полиция безопасности – 25000 евро, ГПСС – 2700 евро, Погранслужба – 42580 евро, Канцелярия президента – 158385 евро. Казенные телевидение и радио за своё примитивное обожание, рабское угождение и транслируемые телячьи радости получили 145000 евро.
Глядя на собравшихся людей у Аглонской базилики, нельзя было не заметить, как бедно они одеты, как тяжело и трудно им живется. Поэтому снова возвращаюсь к вопросу: правильно ли было в такой ситуации тратить столь огромные суммы на визит Папы Римского и неужели этим деньгам не нашлось бы лучшее применение? Ещё больше поражает, что в светском государстве день визита главы Римско-католической церкви сделали выходным не только местным католикам, но и лютеранам, православным, иудеям, мусульманам, и, само собой разумеется, атеистам. По данным Конфедерации работодателей, это принесло экономике Латвии 28 млн. евро ущерба. Ну как тут не возмущаться! Власть предержащие категорически отказываются сделать выходным днём православное Рождество, а на главу Римско-католической церкви такие деньжищи угрохали! Даже христианское смирение не безгранично…
И хотя доминирующая религия в Латвии – Христианство, ревностных католиков – всего лишь около 40 тысяч. Среди латышей преобладает Протестанская религия, среди других народов, проживающих в Латвии, распространены Православие, Старообрядческая церковь, Иудаизм. По данным Ватикана, 25% жителей Латвии – лютеране, 21% – католики, а 11% – православные. Это далеко не Литва, с её почти двумя миллионами католиков. И если уж меряться населением, то днем ранее в литовском Каунасе на мессу, которую отслужил Папа Римский, собрались более 100 тысяч верующих. На аналогичную мессу в латвийской Аглоне прибыли около 32 тысяч человек. Вот поэтому литовцы, где католиков значительно больше, а на приём понтифика потратили значительно меньше денег, смотрят на своих соседей с глубоким непониманием. Говорят, за глаза папуасами обзываются. Вот такая авторская ересь в качестве затравки.
Глава Римско-католической церкви понтифик Франциск, он же уроженец Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, посетил Латвию 24 сентября в рамках визита в страны Балтии, который приурочен к их 100-летию. В Ригу Франциск прилетел из Литвы спецрейсом латвийской национальной авиакомпании airBaltic. В аэропорту его встретил президент страны Раймонд Вейонис. Визит Папы Римского в Латвию был кратким, но насыщенным.

В Рижском замке (президентской резиденции) Папа Римский встретился с представителями властей. В Домском соборе на его экуменистической молитве присутствовали представители традиционных христианских конфессий: глава Римско-Католической Церкви в Латвии архиепископ-митрополит Збигнев Станкевич и католические епископы Латвии, глава Евангелически-Лютеранской Церкви Латвии архиепископ Янис Ванагс и лютеранские епископы Латвии, Правящий Архипастырь Латвийской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр, Преосвященнейший Епископ Елгавский Иоанн, викарий Рижской епархии ЛПЦ, глава Союза баптистских приходов Латвии епископ Каспарс Штернс, представитель Армянской Апостольской церкви настоятель Рижской церкви св. Григория Просветителя священник Хосров Степанян, представители иных христианских общин в Латвии.
Затем Папа пообщался с паствой в церкви Св. Иакова, возложил цветы к памятнику Свободы, пообедал с епископами в Доме святого семейства. Во второй половине дня понтифик на вертолете отправился в Аглону (центр католицизма Латвии), где на площади у местной католической базилики Вознесения Девы Марии провел святую мессу перед тысячами верующих.
Среди многочисленных паломников и почётных гостей на торжествах в Аглоне присутствовали: президент Латвии Раймондс Вейонис с супругой, спикер Сейма Инара Мурниеце, президент министров Марис Кучинскис, министры, депутаты Сейма, представители аккредитованных в Латвии посольств иностранных государств, представители традиционных христианских конфессий и общественные деятели Латвии.
Обратил внимание на скромное число рижан и гостей столицы, встречавших Папу у памятника Свободы. Казалось, что поглазеть на понтифика пришли лишь журналисты, фотографы, иностранные туристы и те, кому это положено по статусу и долгу службы.
Латвийский президент подарил Папе Римскому специальное издание «Хроники Генриха Латвийского» 1993 года и компакт-диск с произведениями советского композитора Сергея Прокофьева. В свою очередь, Папа подарил президенту Латвии мозаичное изображение Девы Марии. В завершении визита Папа преподнес Аглонской базилике в дар четки, а представители католический церкви Латвии подарили ему икону. Отмечу, что в Риге Папу не сумели завести в местный Музей оккупации, хотя в латвийской традиции приглашать туда всех высоких зарубежных гостей.
По Риге Папа перемещался на Mercedes-Benz представительского класса, до Аглоны добрался на вертолете, там же пересел на легендарный «папамобиль». Опять же, махал рукой паломникам.
Визит Папы Римского проходил под девизом «Мария! Покажи, что ты наша Мать!». Во время проповеди на площади у Аглонской базилики он сказал: «Как Дева Мария призывала людей принимать друг друга, так и в Латвии людям нужно помогать тем, кто упал, принимать других такими, как они есть. Нужно, чтобы те, кто испытывает боль, чувствовали, что мы рядом с ними, что мы на их стороне, при этом постоянно. Все отвергнутые обществом могут ощутить эту сострадательную близость нашей Матери, ведь в каждом, кто страдает, по-прежнему присутствуют открытые раны её сына Иисуса. Я тоже призываю вас прикоснуться к страданиям других. Идите навстречу людям, чтобы утешать и быть рядом с ними. Не бойтесь почувствовать силу нежности, не бойтесь, помогая другим, усложнить свою жизнь. И так же, как Мария, будьте стойкими, твердо стойте на ногах, отважно и с Богом в сердце помогая подняться тем, кто упал, вознося смиренных, помогая положить конец любым угнетениям, которые заставляют людей жить, словно они распяты».
Хорошие слова кота Леопольда понтифика Франциска, вот только вряд ли к ним прислушается истеблишмент. Как саркастически написал в Twitter некий рижанин, «Вблизи понтифика даже лица политиков, кажется, стали более одухотворенными. Вот бы остались такими подольше…». Ишь, размечтался…Другой латвийский блогер написал: «Понтифик не политик мирового уровня, а духовный лидер своих последователей. Странно, что дядечка в белом платье влияет на государство, которое отделено от церкви. Не понимаю, почему самой греховной конфессии такая поддержка». Добавлю ещё один перл из Сети, подтверждающий народное остроумие: «Латышу Папа нужен, как коту тапки». Приведу ещё одно интернетовское мнение: «Самое смешное, что сильнее всего Франциска, который является самым сговорчивым из всех католических лидеров за всю историю, ругают те, кто считает себя примером для терпимости и либерализма в Латвии».
Ну что тут скажешь? В интернете заповеди не писаны... Поэтому приведу авторитетное мнение специалиста. Теолог, профессор Латвийского университета Валдис Тераудкалнс считает, что не стоит ожидать, что после визита Папы Римского в латвийском обществе и политической системе резко произойдут улучшения.  По его словам, для кардинальных изменений в стране недостаточного одного визита духовного лидера: «От одного события ничего особо меняться не будет. По-моему, ждать этого не стоит. Индивидуально, конечно, каждый из нас может сделать какие-то выводы. А так – это будут использовать, популизма у нас хватает. Теперь его будет еще больше».

В рижском Домском соборе Папа Римский пафосно заявил: «Латвия, земля дайн, сумела обратить свою боль и скорбь в песню и танец, став местом диалога и миролюбивых встреч». М-да, про место диалога и встреч сказано хорошо. А вот то, что боль – это песни, а скорбь – танцы, прозвучало несколько двусмысленно. Выходит, чем больше мы поём, тем сильнее у нас болит? Или чем невыносимее боль, тем громче песня?
Как бы это ни было странно, но на ночлег в Латвии Папа не остался. Кроватей у нас, что ли, достойных нет? – шептался народ.
P.S. Существует мнение, что верить в бога в наше время – удел либо очень богатых, либо очень бедных. Остальным же приходится верить только в себя. Но латвийский гимн начинается со слов: «Господи, благослови Латвию!». Так что визит понтифика в эти богом забытые места напоминает о том, что они существуют. Неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце. К тому же Папа Римский, который считается приближенным к Создателю, в своем благословении упомянул все местные конфессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий