суббота, 6 февраля 2016 г.

Соблазн – Volkswagen Golf за 1 швейцарский франк


Летом 1995 года в течение трех недель коротал время в служебной командировке в Женеве – представлял Латвию на конгрессе Всемирной метеорологической организации. Жил в непритязательном спокойном отеле LUSERNA, в 15 минутах ходьбы от Международного конгресс-центра, где проходил упомянутый форум национальных гидрометеорологических служб 191 государства мира. Проходя ежедневно мимо небольшой автозаправки, обратил внимание на припаркованный на ней старенький пятидверный хетчбэк VW Golf 1-го поколения, за лобовым стеклом которого на листе бумаги формата А3 красовалась большая цифра «1 CHF» (один швейцарский франк). Судя по запыленному кузову, «гольфик» стоял здесь уже давненько. Меня это заинтересовало. Что обозначает «1 CHF»? – думал я. Если это стоимость горючего, то слишком дорого для того времени (на солидных заправках в центре Женевы стоимость литра бензина была 0,6-0,7 CHF). Если это стоимость парковки – то за какое время: час (многовато), день или сутки? А, может, это стоимость ручной мойки машины?
Да чего гадать, спрошу об этом у оператора. Оператор – он же владелец заправки – ошарашил своим ответом: это стоимость авто! Как? Быть такого не может! Всего за 1 франк – при курсе 1 CHF = 0.98$? А «гольфик» исправен? После этих эмоциональных вопросов владелец заправки «просветил» меня: VW Golf выпущен в 1980 году; пробег 265 тысяч км; объем двигателя – 1,5 л., мощность 70 «лошадок». Все 15 лет машиной владел его дальний родственник, сейчас ему за 70 лет, возиться со снятием с учета и утилизацией «гольфика» хлопотно… Поэтому и продает за условную цену.
В этом месте сделаю ремарку: к середине 90-х годов постсоветские «санитары» автомобильного секонд-хенда ещё не «окучили» горную Швейцарию, для них клондайком всё ещё была Германия …
На мой повторный вопрос владельцу АЗС: исправна ли машина? – последовал встречный вопрос: желаете убедиться? Вот ключ зажигания, заведите мотор и убедитесь, что он работает нормально. Спрашиваю: а сколько километров я могу проехать без проблем? Со смехом отвечает: да 250-300 км, пока бензина хватит – там его полбака. Снова заправите и поедете дальше…
VW Golf выпуска 1980 года
На этом наш диалог прервал приехавший заправляться автомобилист. Я же 2-3 раза обошел вокруг столь лакомого экземпляра. Кузов не битый, не перекрашивался; на бамперах имеются царапины и множественные сколы; арки крыльев и сами крылья, а также пороги – с очагами ржавчины, удаляемыми умелыми руками; двери нормальные, закрываются четко; фары – одинаковой прозрачности; лобовое стекло – с заводской маркировкой; покрышки изношены равномерно, не лысые. В то время в Риге на румбульском авторынке «гольфик» в таком состоянии стоил $1700–1800. А здесь – практически даром! У меня крыша поехала! Надо брать, надо брать, надо брать… Никаких сомнений! В голове моментально созрели «наполеоновские» планы. Я здесь буду еще две с половиной недели, а это – четыре выходных дня. Дороги в Швейцарии отличные. На «гольфике» объезжу все окрестности Женевы, а это – озера, горы, пейзажи. Посещу Швейцарскую Ривьеру – Лозанну (олимпийскую столицу), Монтре, Веве… В часе езды Ивердон – средневековый город с музеями моды, фантастики, Жюля Верна. Да и до Альпийской Венеции – городка Аннеси – рукой подать. Непременно поеду на Монблан –  самую высокую гору Западной Европы, туда чуть больше часа езды. В общем, впереди у меня – сказка из «Тысячи и одной ночи»…
Фантазии мои шли дальше. Если технических проблем со ставшим вмиг вожделенным «гольфиком» за это время не случится, то домой в Ригу поеду на своей машине. Полученных денег за сданный авиабилет с лихвой хватит на бензин. Ну а если «гольфик» будет хандрить – брошу его где-нибудь в окрестностях Женевы, не велика потеря…
С этими мыслями и нетерпением сердца я спешно отправился в свой отель – надо договориться с владельцем о стоянке для «железного коня». Проблем не должно быть, ведь с хозяином отеля LUSERNA у меня установились вполне доверительные отношения – в минувшем, 1994 году, я тоже снимал у него номер во время 2-х недельной командировки на заседание комиссии по основным системам ВМО.
Леон – так звали хозяина отеля – сидел за столиком кафе на летней веранде и читал популярную старейшую ежедневную газету Швейцарии «Tribune de Geneve».
– Бонжур, мсье Леон!
Пожав мне руку в знак приветствия, Леон жестом пригласил присесть рядом. Я решил сразу брать быка за рога, и сбивчиво поведал свою просьбу. Судя по лицу, Леон немало удивился моему желанию приобрести в Женеве авто. Он наверняка знал о моих скромных финансовых возможностях. Да я и сам поспособствовал этому его мнению своим вопросом накануне: «Ездят ли зайцами в общественном транспорте Женевы?» А что делать?... Билет на общественный транспорт стоит 2 франка на час поездки… Да и вообще жизнь в Женеве очень дорогая. Большинство горожан в уикенд закупают продукты на всю неделю и «по горло» заправляют свои машины в соседней Франции, до которой пять минут езды.
Вместо подтверждения столь желанного для меня согласия, Леон начал издалека, и философски произнес загадочную фразу: газета «Трибюн де Женев» приучила меня размышлять о том, чего я не знаю, и знать то, что не понимаю.
– Хотите сигару, Мишель? – переиначив мое имя на французский манер, спросил он.
– Нет, спасибо, я не курю.
– А кофе?
– С удовольствием, люблю крепкий caffe, без сливок, но с сахаром.
– Круассан будете?
– Да, если можно, то два…
– Вам их подогреть?
– Желательно, если это не обременит вас…
Хорошо, хоть швейцарского сыра не предложил, подумал я. Его специфический запах вызвал бы у меня непреодолимое желание встать и уйти. Двумя днями ранее я попробовал сыр «Эмменталь» на бесплатной дегустации в крупном торговом центре «Глобус». Вкус не вдохновил, а запах вовсе скверный…
Как только я управился с круассанами и кофе, Леон спросил:
– Успокоились, Мишель?
– Да, я абсолютно спокоен.
–Тогда рассказывайте о своей затее.
Леон раскурил сигару несколькими аккуратными затяжками
Леон молча слушал меня, испытывая блаженство и кайф от своего «священнодейства». Обрезав с помощью гильотинки сигару, он неспешно раскурил её несколькими аккуратными затяжками. Мелкими глотками пил свой кофе и одновременно степенно курил сигару. Затягивался примерно раз в минуту, на несколько секунд задерживая дым во рту, словно смакуя им. Пепел с сигары не стряхивал, а только слегка прикасался его «куполом» ко дну пепельницы. Выкурив сигару примерно на две трети, он отложил её на пепельницу, где она с тихим достоинством самостоятельно угасла. И только после этого Леон медленно, с чувством, с толком, с расстановкой, и с едва заметным укором в голосе приступил к моему ликбезу.
– Мишель, вы строите воздушные замки и совсем потеряли голову! Вы собираетесь купить кота в мешке, совершенно не зная нашей действительности. Столь малая, фактически – условная цена автомобиля подразумевает, что именно покупатель будет оплачивать все связанные с этим расходы: перерегистрацию на нового владельца, оплату годового транспортного налога (учитывая мощность двигателя и массу «гольфика», в Женевском кантоне это будет около 300 франков). Не исключено, что у хозяина имеется задолженность за предыдущий год (те же 300 франков плюс пеня), и это тоже ляжет на покупателя. Обязательно нужна страховка гражданской ответственности – без нее не перерегистрируют авто на нового владельца; на минимальный срок – месяц – она обойдется в 150 франков (если водительские права не швейцарские, то дороже). Да и владелец автозаправки не упустит свой шанс взять с покупателя энную сумму за предпродажную «парковку» авто. Наверняка срок ежегодного техосмотра просрочен; обязательно надо будет пройти его сразу же (около 100 франков), иначе на машине нельзя будет ездить ни одного дня. А перед техосмотром надо посетить автосервис и получить протокол проверки выхлопа (15 франков).
Не надо соблазняться ценой и внешним видом машины. Неизвестно, как часто ей делали техобслуживание, в том числе замену фильтров, масла и других эксплуатационных жидкостей, в каком режиме эксплуатировали всё это время. Учитывая возраст и пробег машины, вряд ли удастся с первого раза пройти техосмотр. Надо бы сначала проверить её в автосервисе и устранить все неисправности. Во что это обойдется, судить трудно; но ремонт тормозов с заменой колодок стоит около 300 франков.
Для перегона машины из Женевы в Ригу придется преодолеть более 2 тысяч км. А если в пути случится серьезная поломка? Услуги эвакуатора и ремонт авто влетят в копеечку! Ехать предстоит через Германию, Польшу, Литву. Значит, понадобятся транзитные визы, а это дополнительные деньги…
Желаете познакомиться с окрестностями Женевы? Похвальное стремление, и оно легко решаемо, да и обойдется значительно дешевле. Арендуйте на субботу и воскресенье в местной прокатной фирме 2-3-х летнюю малолитражку; это обойдется в 75-80 франков; в международных брендовых компаниях аренда такой же машины на 10-15% дороже. Плюс 15-20 франков потратите на бензин, его хватит на 300-350 км пробега. И спокойно, не опасаясь поломки, езжайте, куда заблагорассудится.
Касательно «поматросить», а затем бросить машину где-нибудь в окрестностях Женевы – это чистейшая авантюра, здесь она не пройдет. Швейцария – одна из самых чистых стран мира. Здесь даже использованный чайный пакетик сортируют: этикетку – к картону, сам пакетик – к старой бумаге, заварку – в компост, скрепку – к использованному металлу, а ниточку – в маркированный мусорный кулек. А уж бесхозную машину обнаружат моментально, эвакуируют на штрафную площадку, спустя время её отправят на утилизацию (к слову, стоимость утилизации 1 тонны автохлама – 200 франков). И все эти услуги, плюс штраф, придется оплатить хозяину машины. Его разыщут в любой точке мира, ведь зарегистрировано авто по официальному, а не по поддельному паспорту. Так что, Мишель, игра не стоит свеч! – подытожил Леон.
Пришлось согласиться с этими воистину убийственными аргументами. Мораль сей приключившейся со мной, и рассказанной вам истории такова: не зная броду, не суйся в воду. Впрочем, Александр Сергеевич резюмировал хлёстче: не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.