вторник, 9 февраля 2016 г.

Дорожная полиция в Швеции

В Швеции я побывал дважды – в 1993 и в 1996 гг., и оба раза в служебной командировке у своих коллег-гидрометеорологов в городе Норрчёпинг, что в 170 км к югу от Стокгольма. В первую поездку меня встретил в порту Стокгольма (куда я прибыл на пароме из Таллина) руководитель Гидрометцентра Института метеорологии и гидрологии Швеции (швед. Sveriges Meteorologiska och Hydrologiska Institut, сокращ. SMHI), и на его служебной машине мы добрались к месту назначения. Тогда SMHI организовал 2-х недельный семинар для ведущих специалистов гидрометслужб Эстонии, Латвии и Литвы cм. фото в открытие статьи.
Во второй раз, в октябре 1996 года, я решил не обременять хлопотами своего коллегу, а взять напрокат машину в Стокгольме, и на ней самостоятельно поехать в Норрчёпинг, заодно по пути познакомиться с природой и достопримечательностями Швеции. Что ж, задумано – сделано. Прямо в стокгольмском порту в агентстве Hertz арендовал cвеженький, надежный и красивый SAAB-900 (гостеприимные хозяева обещали компенсировать все мои дорожные расходы), и – в путь!

В Стокгольме автомобильное движение очень оживленное.
 Ехать предстояло по европейской автотрассе Е4. Но, чтобы попасть на неё, сначала надо выехать из Стокгольма… GPS навигаторов в автомашинах тогда ещё не было. В офисе прокатной компании меня снабдили подробной картой Стокгольма и по ней схематично показали, как выехать из города. Глядя на карту, подумал, что с определением направления движения никаких проблем быть не должно. Да и оператор прокатной компании подтвердил, что в Стокгольме везде есть указатели; таблички заблаговременно предупреждают, что на следующем перекрестке нужная тебе дорога поворачивает направо или налево и т.п. Но это если едешь по главным городским магистралям. Мне же захотелось немножко посмотреть город, пусть и из салона машины. И хотя топографическим кретинизмом я вроде не страдаю, тем не менее, очень скоро понял, что заблудился в самом центре столицы. А движение оживленное, все автомобилисты торопятся, везде знаки, запрещающие остановку... Для гостя Швеции поездка на автомобиле по Стокгольму в любом случае будет нелегкой, поскольку существует множество знаков, направленных на ограничение дорожного движения в центре города.
В общем, примерно 20-минутная езда методом «тыка» привела к тому, что на каком-то перекрестке я потерял бдительность и... выехал «против шерсти» на улицу с односторонним движением.

Дорожная полиция Швеции всегда поможет водителю.
Тут же мне навстречу, разбрызгивая ослепительными сполохами синей мигалки, вылетела белая полицейская Volvo с синими и флюоресцирующими желтыми полосами по бокам. Ну всё, думаю, приехали, сейчас прилично оштрафуют иностранца… На приветствие дорожного полицейского я, заикаясь, робко промямлил вызубренную накануне фразу из русско-шведского разговорника: я талар интэ свэнска (дескать, я не понимаю по-шведски), и дальше уже по-немецки: Ich verstehe kein Englisch und verstehe nicht Schwedisch. Sprechen Sie Deutsch? Полицейский сразу же перешел на немецкий, и спрашивает: «У господина проблемы?». Да, отвечаю, и, помогая себе жестами рук, продолжаю: «Я гость Швеции, впервые в Стокгольме, только что арендовал машину, вот договор аренды… Мне надо в Норрчёпинг,  но, похоже, я заблудился…»  О'кей – говорит полицейский, и бегло взглянув на протянутые ему водительское удостоверение и договор аренды, продолжает – разворачивайтесь и следуйте за мной! Куда? – с испугом спрашиваю его, – в полицейский участок? Нет, с улыбкой отвечает тот, на трассу Е4. Вот этого я никак не ожидал от дорожного патруля. У меня сразу отлегло от сердца, настроение исправилось, и мы двинулись в путь. Впереди полицейская машина с включенными мигалками, я у неё в буквальном смысле на хвосте. На каждом светофоре мой эскорт притормаживал, не стремился проехать перекресток на мигающий зеленый. Очевидно, чтобы я не замешкался и не отстал, или же не поехал за ним на желтый. Минут через 10–12 мы оказались на окраине города. Остановились, полицейский подошел ко мне и говорит:
– Вот нужное вам шоссе, никуда с него не сворачивайте, и вы не заблудитесь. Будьте осторожны – у нас в Швеции много лосей, они перебегают дорогу где им вздумается. Желаю счастливого пути и хороших впечатлений от моей страны!
И я только тогда разглядел как следует столь благородного полицейского. Нордическая внешность, отличное телосложение, рост под 180 см. В синей униформе; на груди идентификационный знак;  на поясном ремне пистолет в кобуре, раскладная дубинка, наручники, газовый баллончик, рация. Благодушное лицо и уравновешенное настроение полицейского свидетельствовали о том, что он никогда не направит на провинившегося водителя свои отрицательные эмоции, если они у него, паче чаяния, появятся.
С нескрываемым уважением спрашиваю:
– Как звать-то вас, господин полицейский?
– Йохан мое имя, а фамилия у меня самая что ни на есть шведская – Нильссон.
Йохан дружески похлопал меня по плечу, пожал руку и ещё раз пожелал «Gute Reise!». К слову, второй его напарник всё это время – и в центре, и на окраине – оставался на переднем сиденье полицейской машины, его лицо я толком так и не рассмотрел.
Зная не понаслышке стиль и метод работы советской ГАИ и латвийской дорожной полиции (прятки в кустах, засады в «прикормленных» местах, мелочные придирки, хамство, мздоимство, никакой презумпции невиновности водителя, пресловутая «честь мундира», не позволяющая надеяться на объективное рассмотрение жалобы на необоснованное наказание…) я очень удивился столь благородному поступку шведского дорожного патруля. О чем и рассказал в тот же день своим коллегам в Норрчёпинге. Но они вовсе не удивились услышанному, наоборот, спросили меня: А что тебя восхитило, Михаэль? Никакого «подвига» полицейский не совершил, помочь водителю в сложной ситуации – его главная задача и прямая обязанность. Но когда надо, дорожные полицейские действуют решительно и бескомпромиссно. Особенно это касается превышения скорости – водителю не удастся избежать штрафа, даже если он многократный победитель WRC.
Лоси в Швеции переходят дорогу где им вздумается.
Наверное, во многом благодаря подобной работе полиции, а также четкой организации дорожного движения, отличному состоянию дорог всех уровней автомобильное движение в Швеции является самым безопасным в Европе. Да и культура езды местных водителей и дисциплина пешеходов на высоком уровне. Хотя у шведских автомобилистов всё же имеется одна специфическая проблема – столкновения с дикими животными. Но в этом, как вы понимаете, нет никакой вины дорожной полиции. Эх, нам бы их проблемы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий