вторник, 31 января 2017 г.

Смирить гордыню и не поступиться принципами

 
28 января в Риге по пути из Вильнюса в Таллин побывал небезызвестный писатель-сатирик Виктор Шендерович с литературным концертом «Новое и лучшее из старого…». Я заинтересовался творчеством В.Шендеровича давненько, когда узнал, что именно он является автором миниатюры «В деревне Гадюкино – дожди», блестяще исполненной Геннадием Хазановым. Кстати, рассказ называется «И коротко о погоде». С тех пор прочитал немало его смешных, печальных и ироничных рассказов из сборников «Московский пейзаж», «208 избранных страниц», «Изюм из булки» и «Схевенинген».
Однако вот какой парадокс! Либеральные общественно-политические взгляды В.Шендеровича, высказываемые им на «Эхо Москвы» и «Дожде», а также его блоги, мне откровенно чужды. И надо же такому случиться: редакция местного русскоязычного издания попросила написать отзыв о концерте В.Шендеровича, дополнив небольшим интервью с ним. Главред напутствовал словами: «Старик, не сопротивляйся! Тебя не убудет от Шендеровича. Ты, главное, расслабься, отбрось эмоции, постарайся быть нейтральным». Ну и ладно, решил я. Бог с ним, с Шендеровичем – или черт с ним. Это уж кто как хочет. Смирил гордыню – посетил, послушал, накоротко поговорил. Делюсь впечатлением: Who is mister Шендерович?
Зал рижского Дворца конгрессов вместимостью 1140 мест был заполнен примерно на треть. Если зал пустоват, значит, Путин виноват.
Никакой политики на концерте, ни слова о Путине; только юмор и сатира – анонсировали организаторы прибалтийского турне Шендеровича. Но, как говорится, казав пан «Кожух дам!», та слово його тепле – это в адрес организаторов. Применительно к Шендеровичу подойдет другая присказка: «Скiльки вовка не годуй, а вiн у лiс дивиться». Минут десять в начале концерта, и минут пятнадцать при ответах на вопросы – все они, кстати, касались только его политических взглядов – Шендерович 43 раза (истинная правда, специально сосчитал) упомянул российского президента. Разумеется, в весьма негативном смысле; по-иному от него и не следовало ожидать.
Половину первого отделения Шендерович плакался в жилетку о том, как «зажимали» при коммунистах – цензура не разрешала публиковать его рассказы и юморески. А написанные киносценарии и пьесы остаются невостребованными до сих пор. Глотком свободы стало ельцинское время – он был сценаристом программы «Куклы» на НТВ. Но пришел В.Путин, и, по словам Шендеровича, уничтожил свободное телевидение. Далее дословно: «После этого перед моими концертами прорывало трубу, гас свет и т.д.. А после Крыма уже перестали притворяться приличной страной, говорили, что концертов просто никогда больше не будет». В общем, знает каждый демократ – во всём Путин виноват!
На вопрос из зала, не собирается ли Шендерович уехать из России, он не преминул снова пнуть В.Путина, и продолжил: «Меня держит Москва. Это мой город, моя жизнь. И мне не хочется совсем отдавать мой город. Он мой в гораздо большей степени, чем Владимира Владимировича Путина. Это мой город и моя страна. И я всегда туда возвращаюсь, хотя для меня там уже работы нет. Теперь вся моя концертная деятельность происходит за пределами России».
Из анонсированного названия концерта «Новое и лучшее из старого…» Шендерович ограничился, в основном, прочтением своих юморесок из «старого» – из сборника  «Изюм из булки» (2008). А прозвучавшее якобы «новое» давно уже знакомо интересующимся литературным творчеством В.Шендеровича, так как опубликовано 2-3 года назад. По сути, Шендерович сделал инвентаризацию старых шуток и реприз, и выдал их как новые. Пипл схавает…
Все рассказанные Шендеровичем актерские байки, якобы услышанные им из «первоисточников», давным-давно прозвучали из уст Александра Ширвинда, Михаила Державина, Валентина Гафта и других популярных актеров в передачах «Кабачок 13 стульев», «Голубой огонек», на различных капустниках и «Театральных встречах». Зачем эти пронафталиненные байки, в которых для «свежести» меняются только главные персонажи, вытаскивать из сундуков и привозить в Прибалтику? Срубить бабла по-быстрому?  Так ведь в Вильнюсе-Риге-Таллине публика не чета австралийской, выступая перед которой, по словам самого Шендеровича, организаторы концерта просили его не проболтаться, что Брежнев давно умер...
По поведению на сцене и манере выступления В.Шендерович пытается копировать М.Задорнова. Увы, куда уж Виктору Анатольевичу тягаться с Михаилом Николаевичем! Он проиграл начисто, со счётом 2 : 8. Самый «убойный» из прозвучавших на концерте «шендевров» – это якобы увиденная им надпись на плакатной растяжке: «Привет освободителям Харькова от немецко-фашистских захватчиков!». Сидевшая со мной в одном ряду молоденькая дамочка взвыла от восторга, а в третьем ряду спереди мужчина лет пятидесяти, в кипе, громко захохотал. Остальная публика лишь недоуменно пожала плечами – не оценила «юмора» в этом неуместном примере семантики русского языка. Некоторые зрители отреагировали по своему, уйдя из зала, не дожидаясь антракта. К слову, во втором отделении слиняло также несколько зрителей. Мне также захотелось уйти после первого отделения. Не только из-за того, что «не нравится», а из-за того, что невозможно было до конца вытерпеть то, что не нравится. Но надо было дождаться конца концерта, чтобы обмолвиться несколькими словами с гастролёром.
Организаторы приезда Шендеровича в Ригу анонсировали: «Это будет концерт для любителей актуальной сатиры и острого юмора. Для тех, кто любит слушать рассуждения по-настоящему интеллигентного человека». По мне, впечатление от эмоционально-экспрессивной лексики Шендеровича, сплошь из метафор, фразеологизмов и жаргона, было испорчено избытком откровенной пошлятины, выдаваемой им в качестве просторечья. А уж за матерные слова со сцены в ином государстве его упекли бы суток на 15, сделав заодно персоной нон грата. Лично мне, придя домой, захотелось поскорее умыться или хотя бы промыть уши. Понимаю, что на вкус и цвет товарищей нет. Но что есть, то есть. И, судя по довольно таки скромным аплодисментам по завершении концерта, я не одинок в таком мнении.
В заключение повествования – личные впечатления о самом В.Шендеровиче после краткой беседы с ним. Общительный. Легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Очень разговорчивый. В карман за словом не лезет. Легко угадывает настроение собеседника. Может заговорить и убедить любого. Стандартные штампы в разговоре практически не использует. Из интервью с ним: «Я стараюсь жить своей жизнью. В ней могут быть свои обломы и ошибки, но это мой путь. Вот как в известном афоризме: «Делай что должен, и будь что будет!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий