четверг, 29 октября 2015 г.

Адольф Шапиро&Раймонд Паулс: мне отмщения аз воздам


 
Адольф Шапиро о Раймонде Паулсе: «А кто это? Не помню такого».
На днях в Риге известнейший театральный режиссер и педагог, профессор, народный артист СССР и Латвийской ССР, лауреат множества Государственных и международных премий, обладатель «Золотой маски» и Международной премии Станиславского Адольф Шапиро прилюдно и очень изощрённо унизил не менее известную личность – народного артиста СССР, композитора, пианиста, дирижёра, совсем недавно – политического деятеля Латвии Раймонда Паулса. И произошло это на аншлаговой пресс-конференции. На вопрос одного из журналистов: «Не настало ли время понять и простить Раймонда Паулса?», Адольф Шапиро задал встречный вопрос: «А кто это?». Затем, выдержав мхатовскую паузу, продолжил: «Не помню такого». И сказано это было не где-нибудь в Цюрупинске или Урюпинске, а на родине столь почитаемого маэстро.

Чтобы понять смысл сказанного, за которым столько драмы и трагедии, необходимо возвратиться на 23 года назад, и поворошить прошлое. Ибо, «не зная прошлого, нельзя понять подлинный смысл настоящего» (М.Горький). Настоящей трагедией для Адольфа Шапиро и латвийских театралов стало лично инициированное Раймондом Паулсом, возглавлявшим тогда Министерство культуры Латвии, закрытие в 1992 году Рижского театра юного зрителя, в котором Адольф Шапиро был главным режиссером почти 30 лет. Именно А.Шапиро сделал Рижский театр юного зрителя легендой, гремевшей на весь Советский Союз и далеко за его пределами. Назову самые значимые рижские режиссерские постановки А.Шапиро: «Иванов» и «Леший» А.П.Чехова, «Лес» А.Н.Островского,  «Демократия» Иосифа Бродского, «Завтра была война» Б.Л.Васильева, «Город на заре» А.Н.Арбузова, «Золотой конь» Яниса Райниса, «Страх и отчаяние в Третьей империи» Бертольта Брехта, «Принц Гомбургский» Генриха Клейста, «Пер Гюнт» Генрика Ибсена…
Маэстро Р.Паулс, пользуясь своим служебным положением министра, сыграл роковую для ТЮЗа роль и бесцеремонно вытер ноги о не менее известного театрального мэтра А.Шапиро. А ведь Раймонда Паулса как министра культуры не отнесешь к тем «универсалам»-чинушам, которым хоть парикмахерской руководить, хоть женской баней. Об успехах и творческом потенциале Рижского ТЮЗа и его прославленного режиссера Адольфа Шапиро он прекрасно знал. Даже в то трудное время Рижский ТЮЗ не нуждался ни в какой дотации со стороны государства или же спонсорах – его финансировали зрители через кассу. Закрывая Рижский ТЮЗ, Р.Паулс четко выполнил политический заказ новой власти Латвии и их западных вдохновителей и кураторов: искоренить всё советское и всё русское.
Адольф Яковлевич после случившегося перенес инфаркт, и по настоянию Олега Ефремова, Марка Захарова, Анатолия Васильева, Олега Табакова и других мэтров переехал в Москву. Об этих драматических для него событиях А.Шапиро в 1999 году подробно рассказал в своей книге «Как закрывался занавес».
С тех пор талантливый режиссер и успешный педагог Адольф Шапиро буквально нарасхват в театрах России и за её пределами. Он плодотворно сотрудничает с прославленными театрами Москвы и Санкт-Петербурга, ставит спектакли и дает мастер-классы в США, Франции, Германии, Италии, Китае, Израиле, Польше, Греции, Эстонии, и даже в далеких Бразилии и Никарагуа. А вот с латвийскими театрами, несмотря на многочисленные просьбы их руководства, сотрудничать наотрез отказывается. Нанесенная мэтру обида оказалась столь глубокой, что всё это время он даже нос не показывал в Риге.
Но все же представился благоприятный повод, вернее, даже два, для приезда Адольфа Шапиро в Ригу. И оба повода удачно совпали по времени. Во-первых, гастроли МХТ им. А.П.Чехова с поставленной им пьесой «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, Андреем Смоляковым, Сергеем Дрейденом, Николаем Чиндяйкиным, Евдокией Германовой и Яной Сексте в главных ролях. Полный аншлаг, между прочим. За два вечера более двух тысяч рижан и гостей города посмотрели знаменитую пьесу. Во-вторых, приехать А.Шапиро в Ригу пригласил известный, в том числе в России, латышский режиссер Алвис Херманис на поставленный им авангардный спектакль «Бродский/Барышников». И этот спектакль, в котором друг А.Шапиро – Михаил Барышников – читает стихи Иосифа Бродского, шел на сцене бывшего столь родным для мэтра театре. Театр называется теперь Новым Рижским. У него, разумеется,  «правильный» режиссер и «правильная» труппа...
На упомянутой выше пресс-конференции, на которой Адольф Яковлевич столь элегантно щёлкнул по носу Раймонда Вольдемаровича, прославленный режиссер в свои 76 лет был бодрым, жизнерадостным. На вопрос журналистов, как он чувствует себя в Риге после всего случившегося в далеком 1992 году, ответил: не сентиментально! Город – родной; стены театра – родные. Но поставить что-то в Риге? Нет, нет! Это для меня слишком большой груз. Я не смогу отстраниться  от всего пережитого; буду ходить по рижским улицам со всем этим, буду что-то вспоминать: там я жил, здесь праздновали юбилей такой-то актрисы, а тут было министерство культуры… Это колоссальный груз, который будет давить. Чтобы репетировать, режиссер должен быть свободен. А у меня никакой легкости при репетициях не будет. Мне это не нужно. Это прожито…