Таким мне видится гуру
журналистики с американо-советско-российским опытом Владимир Познер, на
авторском вечере которого довелось побывать в рижском Доме конгрессов 13 марта.
Обошлось без аншлага – зал вместимостью 1140 мест был заполнен примерно на 85%.
Стоимость билетов – от 40 евро и выше. Публика собралась разношерстная, от тинейджеров
до пенсионеров; соотношение русскоязычных и латышей, на вскидку, 7 : 3.
Присутствовали маститые журналисты местных СМИ, заприметил нескольких
действующих и экс депутатов Сейма и Рижской Думы; были известные предприниматели;
местный бомонд. Мелькнуло несколько персон из новых русских Латвии, получивших
вид на жительство в обмен на приобретенную здесь недвижимость, и считающих себя
настоящими русскими патриотами.
Мой интерес к
Владимиру Познеру родился сразу же с началом его телевизионной карьеры в СССР в 1986
году – со знаменитых
телемостов с Филом
Донахью, и укрепился
благодаря его свободным мыслевыражениям в программе «Времена». Именно с той
поры его речи, аки благовонный ладан из кадила, на всю Россию несутся. Первые
лет пять (2008 – 2013 гг) с интересом смотрел его авторскую программу «Познер»
на Первом канале государственного телевидения.
Однако в нынешние
времена интерес угас, а сама по себе фигура В.Познера для меня стала мало чем
примечательна. И на его творческий вечер пошел не интереса ради, а в разрезе познания
его либерального мышления о том, что происходит в России и почему это
происходит. Ведь в своих откровениях В.Познер зачастую концентрированно и, что
важно – более-менее внятно – излагает то, о чем думают многие его
единомышленники «пожиже». Эдакий стерильный, очищенный от примесей либерал, к
тому же «порожняк не толкает». Хотя иногда в пылу полемики В.Познера несёт, словно
Остапа, и он тогда «базар не фильтрует», высказываясь в стиле В.Шендеровича –
не только хлестко, но и откровенно провокационно, а то и просто грубо. И всё же
В.Познера нельзя причислить к непримиримой оппозиции. Он пассивный оппозиционер,
ненавидящий любую власть. Кроме американской, разумеется…
А почему в заглавии я окрестил симпатичнейшего Владимира
Владимировича гастарбайтером? Так он сам неоднократно это подтверждал. Вот, дословно:
«В России меня держит только моя работа. Я не русский человек, это не моя
родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома – и от этого
очень страдаю. Я чувствую в России себя чужим. И если у меня нет работы, я
поеду туда, где чувствую себя дома. Скорее всего, я уеду во Францию».
Сомневающимся в подлинности этой и последующих цитат – гугл в помощь.
Многие считают
В.Познера самым независимым
журналистом в России. Вот только в чём проявляется эта его «независимая»
журналистика? Пожалуй, лишь в том, что вот уже 10 лет он может (или ему
позволяют?) говорить в «прощалках» своей программы «Познер» на Первом канале российского
телевидения всё, что ему вздумается. Вот это, по правде говоря, остается для
меня терра инкогнита. Чего стоит одно название программы – эдакая домашняя «компашка»
на государственном центральном канале...
Уму не постижимо, как этот высокомерный «светоч мысли»,
косящий под утонченного интеллектуала, порой столь пренебрежительно
высказывается в своей программе о россиянах, транслируя свой образ мыслей
массовой аудитории. Вот некоторые его «перлы»:
·
«Счастливые
пенсионерки в трусах из перешитой рубахи умершего мужа».
·
«Способ мышления,
который продемонстрировала Государственная дура, ой, простите, оговорился, Государственная
дума – поражает».
·
«У стольких моих
знакомых, которых я считал адекватными людьми, быстро запросились в бан на всех
соцсетях, и показали такое свое лицо, которое не у каждого пенсионера на
митинге коммунистов увидишь».
·
«Российское стадо
вряд ли изменится за время моей жизни».
·
«Православный Сталинизм
– что это за животное?» Дескать, какую
ещё скотскую идеологию выбирает себе это русское быдло?
·
О В.Путине: «…один
плешивый мальчик хочет войти в историю…»
· О присоединении
Крыма: «…И вот тут, словно пиписька из замызганных штанов онаниста, выскакивает
Крым».
За эти и им подобные высказывания, а также за скепсис
о перспективах российского государства В.Познер ещё недавно был обожаемым кумиром либеральных
обкомов, парткомов, домкомов, и прочей общественности, ненавидящих президента и
всю власть России. Однако после долгого молчания по украинскому вопросу
либеральный телемаэстро высказал, наконец, – и на удивление! – здравую позицию:
«Происходящее на Украине, на мой взгляд,
является трагедией. Но я не думаю, что
правильно говорить или полагать, что за происходящее на юго-востоке страны отвечает Путин или русские». Как
только В.Познер назвал вещи своими именами, от его былой «рукопожатности» единомышленников
не осталось и следа. В глазах непримиримой оппозиции
он моментально впал
в немилость и превратился в «путриота»
и проплаченного «кремлебота».
Вот лишь некоторые, наиболее цензурные, высказывания
возмущенных постоянных блогеров и лучших представителей либеральной тусовки на
«Эхо Москвы», «Новой…», «Независимой…» и просто «Газете»: «Писаришка штабной», «Был бы лет на двадцать помоложе,
читал бы агитки вместо Киселева», «Большинство так называемой оппозиции
и левой и либеральной, а также националисты, как оказалось,
сидят на зарплате Кремля», «Познер-то рехнулся? Да он умнее всех умных.
Просто знает, …, откуда его зарплата капает. Ну так десятилетия тренировок же. Если десятки лет тренировать спину, будет гнуться как ивушка. И
познеровский тренированный язык лижет всё, что надо. Практика!»
Как реагирует
сам мэтр на смену полярностей в аккумуляторе мнений о себе? А вот как: «Я точно
знаю, что делаю, для чего. Меня никак нельзя приписать ни к этим, ни к тем, и
именно это вызывает дикое раздражение всех сторон. Но это их проблема, не моя.
Я считаю, что как журналист делаю именно то, что надо».
В связи с тем,
что в последние дни в России, по примеру Запада, фишкой стал трендёж/брендёж о
якобы сексуальных домогательствах депутата Госдумы Леонида Слуцкого и актера, режиссера и парламентария
Станислава Говорухина, и готовясь к встрече с Владимиром Познером, нашел в дебрях Интернета вот такое его
мнение: «Зачем она (Тина Канделаки – прим. авт.) надела облегающее
платье с декольте до пупа в ночной эфир? У многих сложилось впечатление, что
она в койку меня уложить хотела. Когда она наклонялась, все операторы «туда»
только и ныряли. Ей нужно было прийти в джинсах и в свитере или в майке».
В.Познер положительно относится к эвтаназии, но
говорит, шутя, что лично сам предпочел бы умереть, получая при этом
удовольствие – «во время игры в теннис или на бабе».
Приведу ещё один пример. Ровно год назад на телепередаче
«Минута славы» Владимир Познер вместе с Ренатой Литвиновой резко высказался в
адрес участника с ограниченными возможностями. Народ бушевал. А что сам
В.Познер? Дословно: «Я пошел навстречу Константину Львовичу Эрнсту, который
просил меня извиниться перед тем человеком. Но сделал это скрепя сердце,
довольно сдержанно… Я сказал о том парне, танцующем без ноги, то, что сказал,
нисколечко не сожалею».
В одном из интервью с ним на вопрос «Вы хитрый
человек?» В.Познер ответил: «Это зависит от того, как понимать хитрость. Я даже
не знаю, как вам ответить … Думаю, что хитрость мне не чужда. Например, сыграть в наивность, в
непонимание – во время, скажем, интервью. Обмануть в какой-то борьбе…»
В общем, В.Познер видится мне не только опытнейшим
журналистом, но и продуманным, к тому же циничным человеком без каких либо
сантиментов на тему этики и морали. И как-то слабо верится в искренность его
слов: «Я терпеливый, страдающий и одинокий. Я честолюбивый человек, но не
тщеславный».
Но вернемся к самой
встрече, которая продолжалась без антракта один час и 45 минут. Отдадим должное физической форме Владимира
Владимировича. Всё время он провел стоя, лишь изредка проделывая 5…10 шагов по
сцене. В этот вечер он говорил, в
основном, лишь о политике, да о себе любимом. С видимым удовольствием отвечал
на удобные ему вопросы, заданные в установленные в зале два микрофона. Однако
уклонился от острых вопросов, отправленных ему в письменном виде, сославшись на
то, что плохо разбирается в почерках. Сужу по собственным двум запискам,
оставленным им в сторону после прочтения. Но об этом – чуть ниже.
Сейчас же скажу главное. На творческой встрече в Риге
В.Познер предстал эдаким травоядным вегетарианцем – ни рыба ни мясо, ни кафтан
ни ряса. В общем, безликим – как на прилагаемом
размытом фото, специально зафотошопленном мною именно в таком виде. Полное
разочарование! И я не одинок в таком мнении – об этом недовольно бурчали многие
посетители во время почти 15-минутного стояния в очереди в гардероб после
окончания «спектакля». В фойе молодая дамочка лет 40 ласково «пилила» супруга:
«Ну что, транжира ты мой, стоило протрынькать 90 евро, чтоб узнать, что Путина
поддерживают 82% россиян, и он снова будет избран президентом? Да на «маскачке»
любая цыганка забесплатно подобную банальность ещё 2…3 года назад говорила».
Битый час В.Познер рассказывал давно известные просвещённому
обывателю истины о том, как США нагло нарушили данное М.Горбачеву госсекретарем
Джеймсом Бейкером (при президенте Буше-старшем) обещание: снимите Берлинскую
стену, и НАТО не сдвинется на Восток ни на шаг. Однако после прихода к власти Б.Клинтона
началось: Польша, Румыния, Венгрия, затем государства Балтии…
Причину конфронтации
между Западом и Россией В.Познер видит вовсе не в аннексии Крыма и якобы
агрессивную политику В.Путина в отношении Украины и в Сирии. Напротив,
телеведущий убежден, что главная подоплека противостояния кроется в нежелании
США признавать самостоятельный курс России. По мнению В.Познера, в отношениях с
Западом Россия всегда придерживалась позиции конструктивного диалога, однако
ответного стремления в достижении добрососедского сосуществования никогда не
поступало. По этой причине сегодня мы имеем то, что имеем: Россия больше не
принимает идею однополярного мира, действуя самостоятельно и в соответствии с
собственными внешнеполитическими интересами. Однако США мириться с этим не
собираются. Они никогда не признают российской независимости, поскольку она
угрожает их самодержавному статусу. Поэтому в вопросах противостояния Западу
В.Познер целиком согласен с российским президентом. Он убежден, что главная
заслуга В.Путина – в возвращении России международного авторитета, который
страна утратила после распада СССР.
И далее: «Сказать, что Путин мне симпатичен как человек,
я не могу. И, думаю, я ему тоже не симпатичен. Но это не имеет значения. Ведь
мне Путин интересен только как президент, и моя оценка его как президента
неоднозначна. С одной стороны, он всё-таки вернул России устойчивое положение в
мире, а россиянам – чувство гордости за свою страну, которую они потеряли. То,
что мне не нравится, – это зажим демократии, отсутствие реальной политической
конкуренции, ограничение свободы, к примеру, печати. Но если вы меня спросите,
кого я вижу президентом России, я отвечу: никого».
Что касается демократии, то, по словам В.Познера, в России её никогда не было. Да и откуда взяться? Многим странам Западной Европы понадобились сотни лет, чтобы стать демократичными. Невозможно сделать это за 20…25 лет.
Что касается демократии, то, по словам В.Познера, в России её никогда не было. Да и откуда взяться? Многим странам Западной Европы понадобились сотни лет, чтобы стать демократичными. Невозможно сделать это за 20…25 лет.
Предстоит очень сложное для России время. Если можно
сказать, что XIX век был британским, XX век был, конечно
же, американским, то надо полагать, что XXI век всё-таки
будет китайским.
Об актуальных для России
сегодняшних событиях В.Познер либо умолчал (президентское послание Соединенным
Штатам в присутствии Федерального собрания, а также скандал, случившийся в ходе визита в
Болгарию патриарха Кирилла по случаю 140-летия освобождения страны от
османского ига), либо же ограничился весьма скромным комментарием. Ничего нового о предвыборных баталиях
не сказал, разве что со свойственной ему ухмылочкой к П.Грудинину пристегнул
эпитет «коммунист миллионер». И продолжил: «защита демократии и прав человека –
это красивые слова и всегда значат что-то другое»; «предвыборные дебаты
вызывают сожаление… и эти люди хотят управлять страной?»; «ни у кого нет сомнений, кого выберут».
Комментируя ультимативное заявление главы британского
правительства Терезы Мэй, обвинившей Россию в отравлении в Великобритании бывшего
офицера ГРУ, предателя С.Скрипаля и его дочери, а также отставку Рекса Тиллерсона
с поста госсекретаря США, В.Познер всего лишь повторил слова официального представителя
МИД РФ Марии Захаровой: «Россию ещё не начали обвинять в вашингтонских кадровых
перестановках?» Высказывания В.Познера о Латвии были деликатны и дипломатичны.
Он буквально слово в слово повторил сказанное им в Юрмале в июле 2015 года: «С
Россией у вас исторически плохие отношения. И у вас есть причины не любить
Россию и русских. Но если бы я был президентом стран Балтии, то попытался бы
встретиться по-тихому с руководством России и спросил, насколько для них важна
Балтия. Мы все же рядом. Надо думать, как постепенно изменить отношения, чтобы
быть добрыми соседями».
После этого Владимир Познер начал отвечать на вопросы,
предупредив, что каждый может задать только один вопрос, и при его ответах лучше
не спорить и не вступать в дебаты. Так это демократия или диктатура, г-н
Познер?
А вопросы с двух микрофонов в зале были самые разные. Девушка студентка, задавшая
первый вопрос, поинтересовалась, есть ли у Познера друзья, и как он их
выбирает. Владимир Владимирович отшутился: с известными людьми я не дружу, они
противные. Но на вопрос о друзьях так и не ответил. Ну что ж, подсказка из
Интернета: «Мой близкий друг – Фил Донахью, американский телеведущий, с которым
мы создавали первые в России телемосты. Мы 15 лет вместе встречаем Новый год. Ваня
Ургант – тоже близкий друг, мы как семья. Вот и всё».
Молодой человек спрашивает, как Познер подбирает
собеседников для своей одноименной авторской программы, с кем их согласовывает,
и у кого сложнее всего было брать интервью. В.Познер опять отшутился – дескать,
никто не властен надо мной. Разве что Константин Эрнст может посоветовать того
или иного собеседника, но «мы будем посмотреть». Остальное – «мое
профессиональное мастерство».
Затем следует философский вопрос, встреченный в зале
аплодисментами: может ли политик, достигнув самых высот своей карьеры, остаться
человеком – честным и порядочным. По залу проходит волна одобрения, которую В.Познер
воспринимает словно бальзам. С явным удовольствием он ответил также на вопрос о
секретах своего здоровья и отличной формы – 1 апреля ему исполнится 84 года.
На вопрос о занесении его в список национал-предателей
Родины В.Познер разыгрывает дурачка, задавая встречный вопрос: «Какую родину вы
имеете в виду? У меня гражданство трёх государств. Французский паспорт у меня
на левой стороне груди, американский – на правой, а российский – в гостинице».
Самым серьезным вопросом из зала был такой: Россия,
аннексировав Крым, нарушила Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях
безопасности Украины в связи и её присоединением к Договору о нераспространении
ядерного оружия. Не будет ли этот прецедент поводом для Ирана и Северной Кореи
в отказе от своих ядерных программ? Ответ В.Познера был обстоятельным. Он
напомнил 1962 год, когда СССР и Куба договорились о размещении ракет на Острове
Свободы. И имели право – две независимые страны. Когда США об этом узнали, то
сказали: этого не будет, и нам плевать на международные права. Если надо –
будем воевать. И ракеты пришлось увезти – у Хрущева хватило на это ума. Так и
тут. Наверняка российские власти сказали: не будет НАТО на нашей границе и
американского флота в Севастополе. Да, вы договорились с Украиной. Но мы этого
не допустим. Мне очень жаль Украину – она теряет страну. Но тут идет совсем
другая игра: кто главный. Очень опасная, тяжелая, и выхода я не вижу…
Несмотря на неуменьшающуюся очередь у микрофонов желающих
задать вопросы, В.Познер завершает встречу, рассказав напоследок анекдот:
Эйнштейн, который, попав после смерти к Богу, попросил
его написать формулу сотворения мира. Бог взял мел и пишет, пишет длиннющую
формулу. А Эйнштейн смотрит и говорит: «Стоп, а тут у Вас ошибка!» На что Бог ему отвечает: «Да знаю
я, знаю…»
Окончание встречи на этой волне символично. Ведь В.Познер
всегда, когда его спрашивают: «Что будет через?..», неизменно отвечает: «Да Бог
его знает».
А теперь возвращаюсь к своим двум вопросам В.Познеру,
оставшимся без ответа. Первый из них касался скандала, случившегося в ходе
визита в Болгарию патриарха Кирилла по случаю 140-летия освобождения страны от
османского ига. Либералы всех мастей от души позубоскалили по этому поводу;
российская власть отмолчалась; и только В.Жириновский обрушился с гневной
критикой в адрес правительства Болгарии. Интересно было услышать мнение самого
В.Познера. Ведь он утверждает, что является атеистом, хотя и был крещен, причем
не где-нибудь, а в cоборе Парижской Богоматери! К тому же
В.Познер считает Русскую Православную Церковь сдерживающим
фактором в развитии России. Увы и ах, ответа не последовало.
А второй мой вопрос акуле пера исходил от карася
авторучки. Поясню предысторию.
5 лет назад – 3 марта 2013 года – с огромным интересом
посмотрел интервью Владимира Познера с Александром Прохановым в программе
«Познер». Это была битва гигантов, идеологически абсолютно противоположных друг
другу. Ведь А.Проханов является виднейшим и блистательнейшим представителем
патриотического движения в современной России. Можно не разделять взглядов В.Проханова
на прошлое и будущее России. Но зато какой
полемист! Он может
обезоружить практически любого собеседника своей детской искренностью,
информационной вооруженностью и твердой бескомпромиссностью. Ну а аудитория, на
которую работает В.Познер, далека от понимания и сотой доли того, что может
рассказать ей в своём интервью писатель Александр Проханов. В том поединке
А.Проханов одержал блестящую победу. В.Познер же, хотя и пытался держать себя в рамках приличия,
постоянно перебивал собеседника, стараясь вырвать его из контекста обсуждаемого. Но манипулировать интервьюируемым не
получилось. Александр Проханов терпеливо и предельно безэмоционально объяснял
свою точку зрения зрителю, а отнюдь не своему визави.
Меня в том
бесславно проигранном В.Познером поединке возмутила его традиционная «прощалка». Распрощавшись с гостем, и зная, что тот уже не сможет
сразу же ответить, В.Познер, что называется, отвел
душу, говоря то, чего не посмел сказать в
присутствии А.Проханова: аллегорически
сравнил русский народ с амёбами, назвал братьями-близнецами сталинский
Советский Союз и гитлеровский Третий Рейх…
Вот я и задал вопрос мэтру: в чем был его интерес, когда он приглашал А.Проханова на интервью, зная, что тот не будет миндальничать, давая оценку всем либералам России? Ведь в итоге в неприглядном свете оказался выставлен не приглашенный, а сам ведущий.
Вот я и задал вопрос мэтру: в чем был его интерес, когда он приглашал А.Проханова на интервью, зная, что тот не будет миндальничать, давая оценку всем либералам России? Ведь в итоге в неприглядном свете оказался выставлен не приглашенный, а сам ведущий.
Кстати, В.Познер аналогично решил помахать кулаками после
драки, простите – поединка,
в недавнем интервью в той же программе с депутатом Госдумы Ириной Яровой. Не сумев справиться со своей визави, и взять её на понт в эфире, он прошелся по гостье за её спиной. А заодно, как обычно, и
по огромному количеству русских. Не по-джентльменски это, Владимир Владимирович!
Ответа от
мэтра тележурналистики на этот, очевидно, нелицеприятный для него вопрос не
последовало. Ну что ж, на нет и суда нет. Как сказал поэт, коль нет цветов среди
зимы, так и грустить о них не надо.
– Ребе, а шо Вы скажете за этого Познера и Урганта?
– А шо, они таки поженились?
– Да нет, шо Вы, упаси Боже! Просто сняли фильм, где
ругают евреев, ругают Иерусалим, ругают Израиль…
– Ой, я Вас умоляю. Если бы хто-то снял фильм, где хвалят
евреев и Израиль, вот тогда таки стояло бы опасаться. А так это нормальный
гешефт: два еврея ругают Израиль, а гои смотрят и платят деньги. Это ещё Иисус и апостол Павел начали…
Комментариев нет:
Отправить комментарий