суббота, 9 января 2016 г.

Разговор о глобальном



О чем конкретно пойдет разговор? О глобальном помутнении разума – о якобы потеплении климата. И повод, как-никак, есть. Даже несколько. Во-первых, после месячного расслабона зима, наконец-то, активно заявила о себе во всей Европе. Во-вторых, месяц назад закончилась Парижская конференция ООН по климату, ставшая самой представительной встречей мировых лидеров за всю историю человечества. В-третьих, недавно исполнилось 35 лет как изобретатели климатического лохотрона ввели в оборот термин «глобальное потепление».

Надеюсь, после такой вводной читатели уже поняли, что я даже в микроскопической степени не отношусь к сторонникам теории «потепления». Я – в меньшинствах (чур, не в секс- и не в нац-), а среди 5% климатологов мира, являющихся противниками теории global warming. Серьезно интересуюсь этой проблемой вот уже 45 лет, да и кандидатская диссертация была с этим связана. В адепты альтернативной точки зрения на содержание «климатического процесса» меня посвятил мой научный консультант в 1970–74 гг. – самый известный климатолог ХХ века, многолетний директор ГГО им. А.Воейкова академик М.И.Будыко. Он исследовал изменения климата Земли задолго до появления страшилок о глобальном потеплении, и сегодняшнего накала страстей даже близко не было. Его монографии «Изменение климата в связи с планом преобразования природы» (1952), «Изменение климата» (1969), «Климат и жизнь» (1971), «Влияние человека на климат» (1972) – до сих пор на самом почетном месте в моей домашней библиотеке. Лейтмотив научных трудов академика М.И.Будыко такой: изменения климата Земли происходили во все эпохи; длина циклов «потепление–похолодание» колеблется, здесь нет определенного числа веков или десятилетий. Колебания климата, свойственные геологическим эпохам, вызываются прежде всего астрономическими факторами – изменением наклона земной оси и скорости вращения Земли, различиями в притоке солнечной энергии. Изменение солнечной активности (так называемые солнечные циклы) – непосредственная причина, или «спусковой механизм» циклических потеплений и похолоданий на Земле в более короткие периоды.
Интернет – не самое удачное место для научных дискуссий с оппонентами. Да и какой толк от того, что с ложью тут вступит «разум» в спор? Судья ли ныне «разум»? Ведь он тоже несёт порою сущий вздор... Поэтому я с равнодушной отстраненностью слежу за картинками и страшилками, разрабатываемыми под заказ компьютерными модельерами, рядящимися в тогу Нострадамуса. Хоть ты тресни, никак они меня не убеждают. Скорее, наоборот, наводят на параллели про крахмал, сою и прочую требуху в вареной колбасе, словно в насмешку именуемой «докторской»…
Исторический опыт человечества и бурно развивающаяся в последние десятилетия палеоклиматология свидетельствуют, что в прошлом подобные «ужасные» потепления и похолодания на Земле проходили многократно, регулярно сменяя друг друга. Например, в раннем средневековье (XIXIV вв.) там, где сейчас в Альпах снега, паслись коровы, а Гренландия, таянием ледников которой нас пугают как неслыханным бедствием, вообще была зеленым островом (Greenland, буквально – «зеленая страна»). Классический пример исключительно теплой зимы находим у А.С.Пушкина: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь…» («Евгений Онегин», глава пятая). Поэт фиксирует, что в северо-западном регионе России (в Санкт-Петербурге) первый снег выпал только 15 января по новому стилю. Поэма писалась в 1823—1831 годах, задолго до индустриальной эры.
Резкие аномалии погоды в прошлые века неоднократно отмечались и на территории Латвии, о чем свидетельствуют хроники, летописи, письма и другие исторические манускрипты, с которыми мне в своё время удалось познакомиться. Так, исключительно теплой была зима 1288-89 г., когда в январефеврале цвели фиалки. Зима 1340-41 г. также была теплой – в марте цвела вишня, а в мае уже поспели ягоды. Совершенно изумительной была зима 1537-38 г.: в декабреянваре сады стояли в цвету. Зимой 1721-22 г. в феврале распустились цветы, а в зиму 1816-17 г. они цвели уже в январе, в этом же месяце зацвела и вишня. Кстати, в этих манускриптах имеются также многочисленные упоминания о необычайно холодных периодах. Так, зимы 1338-39, 1708-09, 1715-16 и 1739-40 гг. были настолько суровыми, что из Латвии через Балтийское море ездили на санях на о. Готланд и даже в Швецию, а Рижский залив полностью очищался ото льда только к концу июня.
От давно минувших дней давайте-ка обратимся ближе к нашим временам. С начала XX века вплоть до 1940-х годов наблюдалось очередное глобальное потепление. Зимние температуры в Арктике повысились почти на 10 градусов, а в центральной области Гренландии на 5 градусов. Масса льда в океане сократилась почти вдвое. А ведь тогда мир и близко не знал таких выбросов парниковых газов, как нынче. Да и не было такого чудовищного потребления нефти и столь огромного количества автомашин. Но потепление, и довольно существенное, состоялось! Именно в этот промежуток времени совершаются самые впечатляющие экспедиции в Арктику, началось движение грузовых судов по Северному морскому пути. Леса стали надвигаться на тундру со скоростью 300400 м в год. В горах Перу на 900 м поднялась линия вечных снегов. В Канаде зона земледелия подвинулась севернее на 100200 км.
Но с начала 1940-х годов потепление сменилось резким похолоданием. Наши родители помнят, да и немецкие фашисты на своей шкуре испытали суровые зимы 1941-42, 1942-43 гг. Вплоть до 1975 года глобальная температура на Земле понижалась, хотя выбросы в атмосферу парниковых газов именно в этот период стремительно росли.
Так почему же в последние два–три десятилетия нагнетается такая информационная шумиха и прочая лабуда вокруг якобы грозящей «климатической катастрофы»? Ответ прост – это политика и бизнес больших корпораций. Политики тешат свое тщеславие, ведь спасение мира – благородное предназначение. Это же дает им возможность много обещать, пиариться, зарабатывать очки безо всякого обязательства их выполнять.
Вон Альберт Гор (вице-президент США в 1993–2001 гг при президенте Б.Клинтоне) на этом поприще даже Нобелевскую премию мира за 2007 год схлопотал. Помогло ли это ему выиграть президентские выборы в 2008 году? Фигушки! Тем не менее, мавр сделал своё дело… Не зря ведь утверждают всезнающие анонимные источники, что глобальное потепление – результат активности Солнца, Альберта Гора и Маргарет Тэтчер.
А где сегодня все те мировые лидеры, которые подписали в 1997 году Киотский протокол, сорвали аплодисменты и гордо заявившие, что они, дескать, спасли земную цивилизацию? Все они канули в Лету, но в реальности ничегошеньки из обещанного ими сделано не было! Кстати, этот якобы «спасительный» для климата Киотский протокол не ратифицировали такие крупнейшие загрязнители атмосферы, как США, Австралия и Китай, а Канада, хотя и подписала, но вскоре вышла из Протокола.
От нагнетания страстей вокруг глобального потепления больше всего выигрывает бизнес, получая огромные государственные субсидии, создавая новые рынки: торговля квотами на выбросы в атмосферу, производство ветрогенераторов, солнечных батарей, гибридных автомашин, выпуск кислород-водородных топливных элементов и т.д.
Климатический лохотрон сродни «свиному» гриппу, распространение которого на руку исключительно производителям рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения препарата Tamiflu, продажи которого выросли на 1000%. Причем смертность от гриппа  A (H1N1) нигде в мире не превысила смертность от обычного. Предшественник «свиного» – грипп «птичий» повлек за собой массовую казнь несушек и последующее повышение цен на куриное мясо и яйца. Результатом «коровьего бешенства» стал массовый забой скота и серьезный передел мировых рынков сбыта говядины. Во всех перечисленных случаях причиной очередного жупела были деньги – большие деньги, зримые в реальной перспективе. В этом смысле глобальное потепление, несомненно, самый интересный финансовый проект современности. Выстраивается целая цепочка солидарной ответственности. Спасти мир можно, только уменьшив выбросы парниковых газов. Ради этой «благой цели» надо отказаться от нефти и газа, заменив их возобновляемыми источниками энергии. Но чтобы построить солнечные, ветровые или водородные электростанции, нужно очень много денег. Чтобы их собрать, нужно повысить цены на нефтепродукты и электричество, перераспределить в «зеленую» энергетику часть государственного бюджета, а для этого, разумеется, повысить налоги… До боли знакомо, не правда ли?
Теперь обратимся к декабрьским 2015 года климатическим посиделкам в Париже.
Почему президент США так подсуетился и сразу же заявил, что в успехе Парижской конференции главная заслуга именно его, Барака Хусcейновича? Отвечу: Барак Обама по праву является одним из отцов торговли воздухом – знаменитой ССХ – Чикагской климатической биржи. И тут светит куда более солидный куш – ежегодно целых $100 миллиардов на создание и продвижение «зеленых технологий». Угадайте с трех раз: кто будет управлять этим ООНовским фондом? А ведь это будет узаконенный рычаг для управления (читай – уничтожения) экономического развития стран с недостаточно развитой экономикой или же неугодным для США правительством. Так что это еще одно красноречивое подтверждение мифа о глобальном потеплении. Почему сейчас США «вдруг» стали якобы готовы к ограничению вредных выбросов в атмосферу? Да потому, что под эту сурдинку будут реализовывать иные свои задачи – экономические, социальные, геополитические и прочие. И не видеть это может только слепец. И так лицемерно/двулично поступают не только США, но и другие экономически мощные страны. К примеру, Германия. Из всех видов топлива, используемого для производства электроэнергии в Германии, сейчас более 40% приходится на долю угля (это самый грязный вид топлива). Думаете, фрау Меркель озабочена переходом на более чистые источники энергии? На словах – Ja, ja, natürlich, а в реальности сейчас в Германии уже строятся или проектируются 23 новые электростанции, работающих на угле. По оценкам Greenpeace, их мощность превысит 24 тысяч МВт, а выброс в атмосферу углекислого газа составит 150 млн тонн в год. Ожидаемый срок эксплуатации угольных электростанций составляет 40 лет, и тем самым переход к возобновляемым источникам энергии в Германии будет заблокирован как минимум на полвека. Нормально, Григорий? Отлично, Константин!
Тем, кто свято верит, не подвергая ни малейшему сомнению, в басни о неизбежном апокалипсисе от глобального потепления, я напомню о совершаемых ими ежедневно как минимум пяти экологических преступлениях. Прекратив их совершать, вы внесете свой весомый вклад в сохранение жизни на Земле. Итак, первое: откажитесь раз и навсегда от употребления кофе. Чашечка черного кофе способствует выбросу 125 грамм углекислого газа в атмосферу (85 г – на производство и 40 г – на варку). Если же вы предпочитаете кофе с молоком, то выбросов парниковых газов в атмосферу будет 175 грамм (за счет метана, испускаемого коровами). Мелочь? Э нет, не скажите!  Если в семье два любителя кофе, то вред атмосфере за год эквивалентен авиаполету из Москвы в Новосибирск. Второе: немедленно переходите на разгрузочную диету до конца дней своей жизни. Как минимум, на половину сократите потребление всех мясомолочных продуктов. И пусть вас порадует, что если каждый житель Земли откажется от гамбургеров и бекона, это снизит суммарные затраты на борьбу с изменением климата на 20 трлн. долларов. Не впечатлило? Дополню другим примером. В 150-тысячном городе за год потребляется около 4 тысяч тонн молока, что эквивалентно выбросам в атмосферу 4 тысячи тонн углекислого газа. Такое же количество выхлопных газов ежегодно выбрасывает тысяча автомобилей, а также  по вредному воздействию на атмосферу равносильно перелету 3 тысяч пассажиров из Москвы во Владивосток и обратно.
Третье: откажитесь от использования туалетной бумаги. Ибо на производство 10 рулонов туалетной бумаги тратится 30 литров чистой воды и 3,5 кВт/ч электроэнергии. Сколько рулонов тратите вы лично за год? А сколько гомосапиенсов на Земле-матушке нашей? Уже более 7 миллиардов! Считайте, считайте…
Четвертое: прекратите стирку белья – что дома, что в прачечной. Учтите, что при полной загрузке стиральной машины за один цикл её работы стирки и сушки тратится около 4 кВт/ч электроэнергии, что равно выбросам 2 кг углекислого газа. Сколько раз в год ваша семья делает стирку? Сколько семей в вашем городе? А в стране? Ладно, простим моему тезке Лермонтову его «немытую Россию». А куда денем чистоплюйские Европу и США? Умножайте, умножайте, не стесняйтесь!...
Пятое: переходите на секонд хенд, нечего гоняться за брендовой одеждой! Она же выходит из моды и вы перестаёте ею пользоваться раньше, чем изнашивается. Производство одежды и текстильной продукции только в Италии – родине многих популярных одежных брендов – создает почти 3 млн тонн выбросов парниковых газов в год.
Кому покажутся смешными названные мною пять наших ежедневных «экологических преступлений» – смейтесь. Кому нет – погодите. Я приведу еще один пример. Авось, еще  раз рассмешу. Однажды во время дискуссии в прямом эфире латвийского радио моя визави – дамочка постбальзаковского возраста, некая Мудите Карловна – очень негодовала, дескать, построенные в Латвии в советское время заводы ВЭФ, «Радиотехника», «Альфа», микроавтобусов РАФ и другие промышленные левиафаны очень уж загадили атмосферу и водные ресурсы, и, уничтожив их на корню, современная Латвия с лихвой выполнила свой вклад в борьбу с глобальным потеплением как минимум на 100 лет вперед.
Пришлось ей возразить таким аргументом: если каждая латышская семья откажется хотя бы на Рождество от своего национального блюда – серого гороха со шпеком и кефиром впридачу, то прекратится выброс в атмосферу более полсотни тонн зловредного во всех отношениях сероводорода. На что в ответ дамочка парировала: уж лучше все наши ТЭЦ перейдут с чистого газа обратно на грязный уголь, но от любимого блюда не откажемся. Впечатлило, однако…
Закон журналистского жанра требует заканчивать каждый опус на оптимистичной ноте. Хотя я не «акула пера», а всего лишь «карась авторучки», тоже закончу на жизнеутверждающем посыле.  Климатическая система – самая сложная физическая система на свете, включающая в себя все подвижные геосферы Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу вместе с человеком и всей его уже довольно масштабной антропогенной деятельностью. Чтобы мы ни делали, какие бы усилия ни предпринимали, климат – это живая субстанция, которая всегда подвержена изменениям. Это объективный факт, и относиться к нему мы должны без лишних эмоций, просто как к внешнему обстоятельству жизни. Происходящие циклические колебания климата – не повод для паники, ни для немедленной мобилизации. Не надо сомневаться в том, что Земля навсегда останется домом для людей. Земные проблемы, как и описанные в Библии времена Ноя, решит внешняя сила, которая заведомо масштабнее любых земных явлений и процессов. Речь идет не о сверхъестественном вмешательстве, а о нашем главном светиле – Солнце.

Комментариев нет:

Отправить комментарий