Адольф Шапиро о Раймонде Паулсе: «А кто это? Не помню такого». |
На днях в Риге известнейший
театральный режиссер и педагог, профессор, народный артист СССР и Латвийской ССР, лауреат множества
Государственных и международных премий, обладатель «Золотой маски» и
Международной премии Станиславского Адольф Шапиро прилюдно и очень изощрённо
унизил не менее известную личность – народного артиста СССР, композитора,
пианиста, дирижёра, совсем недавно – политического деятеля Латвии Раймонда
Паулса. И произошло это на аншлаговой пресс-конференции. На вопрос одного из
журналистов: «Не настало ли время понять и простить Раймонда Паулса?», Адольф Шапиро
задал встречный вопрос: «А кто это?». Затем, выдержав мхатовскую паузу,
продолжил: «Не помню такого». И сказано это было не где-нибудь в Цюрупинске или
Урюпинске, а на родине столь почитаемого маэстро.
Чтобы
понять смысл сказанного, за которым столько драмы и трагедии, необходимо
возвратиться на 23 года назад, и поворошить прошлое. Ибо, «не зная прошлого, нельзя понять подлинный смысл настоящего»
(М.Горький). Настоящей трагедией для Адольфа Шапиро и латвийских театралов
стало лично инициированное Раймондом Паулсом, возглавлявшим тогда Министерство
культуры Латвии, закрытие в 1992 году Рижского театра юного зрителя, в котором
Адольф Шапиро был главным режиссером почти 30 лет. Именно А.Шапиро сделал
Рижский театр юного зрителя легендой, гремевшей на весь Советский Союз и далеко
за его пределами. Назову самые значимые рижские режиссерские постановки
А.Шапиро: «Иванов» и «Леший» А.П.Чехова, «Лес» А.Н.Островского, «Демократия» Иосифа Бродского, «Завтра была
война» Б.Л.Васильева, «Город на заре» А.Н.Арбузова, «Золотой конь» Яниса
Райниса, «Страх и отчаяние в Третьей империи» Бертольта Брехта, «Принц
Гомбургский» Генриха Клейста, «Пер Гюнт» Генрика Ибсена…
Маэстро
Р.Паулс, пользуясь своим служебным положением министра, сыграл роковую для
ТЮЗа роль и бесцеремонно вытер ноги о не менее известного театрального мэтра
А.Шапиро. А ведь Раймонда Паулса как министра культуры не отнесешь к тем «универсалам»-чинушам, которым хоть парикмахерской руководить, хоть женской баней. Об успехах и творческом потенциале Рижского ТЮЗа и его прославленного режиссера Адольфа Шапиро он прекрасно знал. Даже в то трудное время Рижский ТЮЗ не нуждался ни в какой дотации со стороны государства или же спонсорах – его финансировали зрители через кассу. Закрывая Рижский ТЮЗ, Р.Паулс четко выполнил политический заказ новой власти Латвии и их западных вдохновителей и кураторов: искоренить всё советское и всё русское.
Адольф Яковлевич после случившегося перенес инфаркт, и по настоянию
Олега Ефремова, Марка Захарова, Анатолия Васильева, Олега Табакова и других
мэтров переехал в Москву. Об этих драматических для него событиях А.Шапиро в
1999 году подробно рассказал в своей книге «Как закрывался занавес».
С тех
пор талантливый режиссер и успешный педагог Адольф Шапиро буквально нарасхват в
театрах России и за её пределами. Он плодотворно сотрудничает с прославленными
театрами Москвы и Санкт-Петербурга, ставит спектакли и дает мастер-классы в
США, Франции, Германии, Италии, Китае, Израиле, Польше, Греции, Эстонии, и даже
в далеких Бразилии и Никарагуа. А вот с латвийскими театрами, несмотря на
многочисленные просьбы их руководства, сотрудничать наотрез отказывается.
Нанесенная мэтру обида оказалась столь глубокой, что всё это время он даже нос
не показывал в Риге.
Но
все же представился благоприятный повод, вернее, даже два, для приезда Адольфа
Шапиро в Ригу. И оба повода удачно совпали по времени. Во-первых, гастроли МХТ
им. А.П.Чехова с поставленной им пьесой «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой,
Андреем Смоляковым, Сергеем Дрейденом, Николаем Чиндяйкиным, Евдокией
Германовой и Яной Сексте в главных ролях. Полный аншлаг, между прочим. За два вечера более двух
тысяч рижан и гостей города посмотрели знаменитую пьесу. Во-вторых, приехать
А.Шапиро в Ригу пригласил известный, в том числе в России, латышский режиссер
Алвис Херманис на поставленный им авангардный спектакль «Бродский/Барышников».
И этот спектакль, в котором друг А.Шапиро – Михаил Барышников – читает стихи
Иосифа Бродского, шел на сцене бывшего столь родным для мэтра театре. Театр
называется теперь Новым Рижским. У него, разумеется, «правильный» режиссер и «правильная» труппа...
На упомянутой выше пресс-конференции, на которой Адольф Яковлевич столь
элегантно щёлкнул по носу Раймонда Вольдемаровича, прославленный режиссер в
свои 76 лет был бодрым, жизнерадостным. На вопрос журналистов, как он чувствует
себя в Риге после всего случившегося в далеком 1992 году, ответил: не
сентиментально! Город – родной; стены театра – родные. Но поставить что-то в
Риге? Нет, нет! Это для меня слишком большой груз. Я не смогу отстраниться от всего пережитого; буду ходить по рижским
улицам со всем этим, буду что-то вспоминать: там я жил, здесь праздновали
юбилей такой-то актрисы, а тут было министерство культуры… Это колоссальный
груз, который будет давить. Чтобы репетировать, режиссер должен быть свободен.
А у меня никакой легкости при репетициях не будет. Мне это не нужно. Это
прожито…
Комментариев нет:
Отправить комментарий