«Наши кумиры» – именно под таким
названием собравшиеся в социальной сети «Одноклассники» выпускники Одесского
гидрометеорологического института (ОГМИ) 60-х, 70-х и более поздних годов выпуска решили создать
фотоальбом и поделиться своими воспоминаниями об институтских преподавателях,
читавших нам лекции, проводивших семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические
занятия, руководивших производственной практикой, подготовкой курсовых, дипломных
и даже диссертационных работ. Отдать должное нашим преподавателям – воистину
благородное дело! Ведь многие из них, к сожалению, уже ушли из этого суетного и
прекрасного мира. Но они всё равно продолжают жить в нас, в наших
воспоминаниях. Да и чего греха таить, у выпускников ОГМИ шестидесятых – первой
половины семидесятых годов сейчас тоже наступил уже период, когда воспоминания
о студенческих годах и связанных с ними забавных историях и приключениях
является если не единственным, то весьма важным из того, что тебе ещё осталось.
И
еще одно вводное замечание. Пусть никто не усомнится в нашей искренности, или
же упрекнет в идеализации героев наших воспоминаний. Как говорил
К.С.Станиславский, «время – прекрасный
фильтр, великолепный очиститель воспоминаний о пережитых чувствованиях. Мало
того, время – прекрасный художник. Оно
не только очищает, но и умеет поэтизировать воспоминания».
Именно с таким мерилом я готовил свою лепту в альбом/историю о
кумирах ОГМИ. Без лишней скромности скажу, что предлагаемые воспоминания в
какой-то мере предпочтительнее других, постольку-поскольку мои студенческие
годы растянулись во времени на целых 8 лет. Поступил в ОГМИ сразу после
окончания 10-летки в 1961 году (институт тогда находился на ул. Чкалова 2а), с
третьего курса призван в армию (последствия Карибского кризиса, понимаете ли),
отслужил 3 года, в 1966 году возвратился в институт (к этому времени уже на
Кирова 106), и закончил его в 1969 г. Кстати, подобная участь досталась также
ещё троим моим однокурсникам-агрометеорологам – в армию были призваны Ариф
Абакаров (со второго курса), Володя
Рябов и Арнольд Пендерава. Выполнив свой священный долг перед Родиной, Ариф,
Володя и Арнольд также возвратились в родной ОГМИ, и мы вместе продолжили учебу.
К моменту получения дипломов наши однокурсники, с которыми мы начинали
«доармейскую» учебу, уже успели отработать положенные 3 года по распределению.
А
некоторые будущие кумиры, в 1961/62 учебном году бывшие всего лишь ассистентами
или лаборантами, к 1968/69 учебному году стали уже маститыми преподавателями
(И.И.Мармерштейн, Л.Ф.Шевченко,
Е.Д.Гопченко, А.Б.Швебс, Божко Л.Е. …).
А
вообще же в ОГМИ в те годы был уникальный коллектив преподавателей, известных
ученых, блестящих лекторов, глубоко интеллигентных и просто замечательных людей
– добрых, отзывчивых, человечных. Содержательные лекции, интересные
практические занятия, участие в научных экспедициях, спортивные соревнования,
художественная самодеятельность, вечера отдыха, турпоходы, третий семестр в
стройотряде…
В спортлагере ОГМИ. Тренировка команды института по гандболу. На воротах – Михаил Борисовский, с голым торсом – Володя Рябов. Осень 1968 года. |
Студенческие
годы – самое интересное и насыщенное время: ведь это не только учеба, но и
друзья, любовь, курьезные ситуации… Пока учишься, не задумываешься об этом, но
со временем постоянно вспоминаешь, сравниваешь… Вот и я до сих пор вспоминаю трепетное
волнение в 20-х числах августа 1961 года, когда искал себя в списке
поступивших; поездку в колхоз в первый месяц студенческой жизни (село Старая Акаржа
это было), где все перезнакомились друг с другом, подружились. Первые «хвосты»,
пересдачи зачетов и экзаменов – на первом-втором курсах без них практически не
обходилось… Но всё-таки пересдавали и на стипендию благополучно вытягивали… Да
много что ещё вспоминаешь… Всё это было у нас, тогдашних студентов. И мы очень
благодарны замечательному преподавательскому составу, всецело опекавшего нас,
талантливому руководству института и, конечно же, своим однокурсникам. Каждый выпускник
ОГМИ несёт воспоминания об этом в своем сердце до конца своих дней, и может
сказать очень много теплых слов о преподавателях института.
По
словам Ларисы Белой, выпускницы 1968
года гидрологического факультета, «студентам
нашего гидромета очень повезло: ни в одном ВУЗе страны таких классных
преподавателей не было». Её замечательно дополнила выпускница того же года Нелли Тибилова: «Нам повезло учиться у настоящих, любящих и знающих свое дело
преподавателей. Но ведь они нас любили и практически всех знали по именам, были
демократичны и интеллигентны».
Ректор
института Г.Л.Кобус и многие наши преподаватели прошли через Великую
Отечественную войну, свое вузовское образование получили либо в довоенные, либо
в первые послевоенные годы. Как и весь народ, жили и работали в трудные
времена. И сохранили все человеческие качества. Они не произносили во время занятий
с нами пафосных слов о долге, чести и совести, а просто жили и действовали в
соответствии со своими принципами, с твердым и ясным мировоззрением, учили нас
профессии с любовью и теплотой. Они вдалбливали в наши юные головы не только
знания основ своего предмета, но и своими поступками учили высшим человеческим
качествам. За свою растянутую во времени аж на 8 лет студенческую жизнь я не
припомню случая, чтобы какой-то преподаватель как-то подчеркнул свое
превосходство перед студентами – вчерашними школьниками.
Наши
преподаватели, а также институтские комсомольские вожаки Анатолий Яворский и
Александр Шелухин подарили нам частицу себя, своих знаний, своего мастерства и
своей души. Они поддерживали в институте определенный морально-этический
уровень, опуститься ниже которого было просто нельзя. Вот за это мы их уважали,
любили, и до сих пор помним. Кумиры, у которых мы учились, кафедры, на которых
мы делали лабораторные работы или шли практические занятия – всё это заложило
основы профессионализма, сформулировало особенности мышления. Лично для меня
родной ОГМИ стал школой последующей жизни. И говорю это не для красного словца,
это так и есть на самом деле.
До
сих пор вспоминаю, как завораживающе, с упоением читали будущим
агрометеорологам лекции по высшей математике доцент Рехлицкий З.И. и по химии – доцент Жарновский А.М., увлекая в мир своих наук. И мы «обалдевали»
знаниями этого достаточно сложного материала, и только со временем поняли, что
математика и химия в основе своей просты и лишены какой-либо «мистики». А
лекции профессора В.П. Твердого по
физике!... Он не только вводил нас в мир физических явлений и закономерностей
природы. Своими музыкальными вечерами Вадим Петрович Твердый вводил нас в мир
прекрасного. Затаив дыхание, студенты разных курсов и факультетов внимательно,
не шевелясь, слушали. Ещё бы! Нам давали уроки понимания серьезной музыки.
На
лекциях доцента В.С. Навроцкой по
метеорологии, доцента Е.В. Голуб и
профессора А.Н.Раевского по
климатологии, доцента Н.И.Синициной
по агроклиматологии совершенно не замечалось, как проходит время и пара
заканчивается, казалось, что впереди ещё целый час. Их лекции пропускать не
хотелось… Вера Силовна Навроцкая, в
отличие, скажем, от эмоционального Александра Николаевича Раевского, читала
свои лекции тихо, буднично, без каких-либо эффектных лекторских приемов. Однако
очень быстро мы почувствовали внутреннюю увлекательность и красоту её лекций.
До сих пор дословно помню, хотя с тех пор прошло уже более 50 лет, сказанное
Верой Силовной на самой первой, вводной лекции по метеорологии: «Где бы вы, ребята, ни работали – на
гидрометстанции, в обсерватории, в бюро погоды – перед глазами будут одни
цифры, цифры, цифры… Но за каждой цифрой вы должны видеть суть физических
процессов, происходящих в атмосфере». К слову, В.С.Навроцкая единственная
за всё время обучения поставила мне однажды «неуд» на коллоквиуме по метеорологии,
хотя я всё время, с первого семестра, был в отличниках, и закончил институт с
красным дипломом. Теперь
более подробно о наставниках агрометеорологического отделения. На первом-втором
курсах моей ещё «доармейской» учебы заместителем декана метфака и зав. кафедрой
агрометеорологии была Екатерина
Андреевна Кожемяченко. Поначалу она показалась нам строгим и властным
администратором – грозила лишением стипендии за пропуски и опоздания на лекции,
за отказ пойти на дежурство ДНД или на праздничную демонстрацию. Но очень скоро
мы узнали её с другой, с человеческой стороны: её внимательность, чуткость,
энергичность, оптимизм, веселый нрав. И 8 марта 1962 года целая ватага ребят моей
группы А-11 – Вася Корнеев, Володя Матухно, Лёша Котельников, Лёня Пономаренко,
Гена Седов, Ариф Абакаров, Володя Рябов и я, разумеется, – явились к Екатерине Андреевне домой с огромной охапкой тюльпанов и
веток мимозы, чтоб поздравить её с праздником. Вот был сюрприз для неё!...
Много
теплых слов хочу сказать о зав. кафедрой агрометеорологии Н.И.Синициной.
На четвертом-пятом курсах она читала нам лекции и вела практические занятия по
агроклиматологии. Как педагог, Нина Ивановна обладала ценнейшим качеством – она
не подавляла студентов своим авторитетом и своими личными пристрастиями в
выборе тематики то ли курсовой, то ли дипломной работы, а всячески поддерживала
еле заметные ростки научных интересов среди нас. Для Нины Ивановны была
характерна не та ныне популярная панибратская демократичность, а истинная,
зовущая к самым высоким идеалам. Иногда она приносила с собой на практические
занятия свежий номер «Литературной газеты». Ах, какие шедевральные материалы и
актуальные темы в то время поднимали в «ЛГ» журналисты Ольга Чайковская, Юрий
Щекочихин, Капитолина Кожевникова… Их публикации передавались из рук в руки,
имели огромный общественный резонанс. Нина Ивановна приносила выписываемую ею
«ЛГ» и поручала кому-то из нас вслух прочитать тот или иной очерк на острую
тему, после чего в группе начиналось обсуждение. До сих пор мне памятны её
глубокие и тонкие замечания по самому широкому спектру общечеловеческих
проблем. С помощью подобного нестандартного «приёма» Нины Ивановны мы, словно
огурцы в банке, впитывали «нравственный рассол» – тот, который нельзя потрогать
руками, но который дает внутренний нравственный стержень на всю последующую
жизнь. Нина Ивановна Синицина с уважением относилась к каждому из нас,
одновременно вселяя нам веру в собственные силы. Скажу откровенно – именно она
дала мне импульс для начала научной работы, ненавязчиво порекомендовав
непременно поступить в аспирантуру при ГГО им. Воейкова, к профессору Иде
Артуровне Гольцберг. Нина Ивановна Синицина дала путевку в серьезную научную
деятельность своим студентам, закончившим ОГМИ в середине 60-х годов (эти
ребята были на 4-5-м курсах, когда я поступил в институт, поэтому хорошо помню
их по студенческим годам). Вот некоторые из них, ныне доктора наук, профессора,
ведущие агрометеорологи: А.Н.Полевой, А.Д.Клещенко, В.В.Вольвач, Е.К.Зоидзе…
Хочу
также помянуть добрым словом Гагарину
(к сожалению, имени и отчества не помню) – она преподавала русский язык иностранным
студентам, обучавшимся в ОГМИ. Большинство из нас помнят её разве что
визуально, я же с ней соприкоснулся во время поступления в институт в августе
1961 года – она была ответственный секретарь приемной комиссии. Но это
несколько другая история, а сейчас я хочу рассказать о Гагарине словами её
студентов. Дело в том, что два с половиной года – с 1966 по 1969 – я вместе со
своим институтским товарищем Володей Рябовым прожили в 221-й комнате общежития с
двумя вьетнамцами – Бик (приборист) и Тханг (гидролог). Они закончили ОГМИ в
1969 году. Это были чудные, добрые, отзывчивые и необычайно скромные
ребята. Всякий раз, когда мы с Володей приглашали их присоединиться к нашей
наспех сварганенной пирушке-застолью по тому или иному поводу, Бик и Тханг мило
благодарили и неизменно отказывались хотя бы пригубить вино или шампанское:
«Перед отъездом в СССР нас напутствовал президент Вьетнама Хо Ши Мин, и мы
лично обещали дедушке Хо быть достойными гражданами своей страны». Но зато
очень часто Бик и Тханг с теплотой и любовью рассказывали нам о преподавателе
Гагариной. Она сама разработала методику обучения русскому языку
студентов-иностранцев, сочетая в ней и повседневную разговорную речь, и
специфичные гидрометеорологические термины. С каждым своим подданным работала
индивидуально, выбирая время так, чтобы студенты не пропускали основные
занятия. Всегда живо интересовалась их успеваемостью и бытовыми условиями.
Много рассказывала иностранцам о культурных традициях и быте советских людей.
Они же, в свою очередь, и с её помощью готовили небольшие представления из
вьетнамской жизни. Помните их национальный танец с бамбуковыми палками? Вот
то-то же! Напомню, что в те годы Вьетнам отчаянно воевал с вторгшимися на его
территорию США. И Гагарина искренне переживала со своими студентами за их
Родину. И удивительное дело! Эта история имела необычное продолжение. Спустя 36
лет, в мае 2005 года в Женеве проходил 9-й конгресс Всемирной метеорологической
организации. Я, как зам. начальника управления Гидрометслужбы Латвии, представлял
республику на конгрессе. И познакомился там с профессором Нгуен Дук Нгу,
руководителем Гидрометслужбы Вьетнама. Он очень хорошо разговаривал по-русски.
На мой вопрос, где он выучил русский язык, последовал ответ: так я же закончил
Одесский гидрометеорологический институт, и русскому языку меня обучала
Гагарина. Представляете?!...
Новоиспеченные инженеры, выпускники ОГМИ 1969 года. На переднем плане (слева направо): автор этих строк – Михаил Борисовский, Арнольд Пендерава, Лёва Сухов. |
Студенческие
годы закончились, и мы – новоиспеченные инженеры – из Южной Пальмиры
разъехались по распределениям во все концы тогда единой и дружной страны. Кто
куда: далеко на север (Мурманск, Архангельск, Салехард, Тикси), на запад
(Калининград, Прибалтика), в центральные районы ЕТС, в Сибирь, республики
Средней Азии, на Дальний Восток. И вскоре на себе ощутили известный афоризм
Козьмы Пруткова: «Каждое место от чего-то далеко, но к чему-то и близко». И
спасибо сети «Одноклассники», благодаря которой мы знаем, где находится каждый
из сокурсников, чем он живет и занимается. Именно благодаря «Одноклассникам» мы
в режиме онлайн вспоминаем сейчас о годах, проведенных в институте. И хотя эти
воспоминания со временем бледнеют, но своих преподавателей мы помнили, помним и
будем помнить всегда, пока останется хоть один человек, который с гордостью
скажет: я закончил ОГМИ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий